Медицина. Гуманность. Человечность

В рамках Года науки и технологий в РФ Коринн Дориа, PhD, профессор Школы перспективных исследований ТюмГУ рассказывает о том, что такое Medical Humanities, зачем они нужны, о проблемах и перспективах развития научного направления.
2021
апр
Медицина. Гуманность. Человечность
Медицина. Гуманность. Человечность

Коринн Дориа до работы в SAS занимала позицию научного сотрудника Итальянской академии перспективных исследований (Колумбийский университет) и младшего лектора (associate lecturer) в университетах Париж 1 Пантеон-Сорбонна и Сьянс-По. Она получила магистерскую степень по литературе и философии в Миланском университете (2007) и получила степень PhD с отличием по истории новейшего времени в университете Париж 1 Пантеон-Сорбонна и Миланском университете (2012).

Доктор Дориа разрабатывает исследовательские проекты, посвященные социальной истории медицины и ограниченных возможностей. В своей работе она применяет междисциплинарный подход; в работу идут методологии из сфер истории и философии медицины, истории технологий, исследований визуального и ограниченных возможностей. 

В 2020 профессор стала лауреатам международного гранта для приглашенных исследователей Немецкого музея в Мюнхене. Исследование будет сосредоточено на социальной истории офтальмологии в Европе между 1850-ми и 1950-ми годами. 

- Что такое медицинские гуманитарные науки?

- Медицинские гуманитарные науки - это междисциплинарная академическая область, в которой вопросы здоровья и болезней признаются как имеющие отношение к опыту человеческого бытия и, следовательно, заслуживающие изучения вне простой биомедицинской точки зрения. Понятие «Медицинские гуманитарные науки» было введено бельгийским химиком Джорджем Сартоном (1884–1956).

Впервые термин появился в статье, опубликованной в 1948 году в историко-научном журнале «Isis». В статье он писал о том, что сугубо научный подход ограничивает наше понимание состояний здоровья и болезней. В дополнение к клиническому опыту, врачу необходимы «сострадание, умение внимательно слушать, широкий кругозор». В настоящее время гуманитарное направление в медицине активно развивается, публикуется множество статей по проблеме, созываются международные конференции.

Все больше стран видят ценность развития этого направления. Большинство европейских вузов предлагает программы по изучению медицинских гуманитарных наук. Университет Нового Южного Уэльса и Университет Западной Австралии включили в медицинские программы комплекс гуманистических дисциплин. В России несколько учебных заведений, такие, как Сеченовский университет в Москве, Университет ИТМО в Санкт-Петербурге и Школа перспективных исследований ТюмГУ, разрабатывают интегрированные учебные программы. Китай также взял курс на развитие медико-гуманитарного направления и адаптирует лучшие практики европейских университетов. Индия реализует амбициозную программу по включению медицинских гуманитарных дисциплин в учебные программы медиков-бакалавров по всей стране.

Все больше специалистов интересуются дисциплиной, находящейся на стыке медицины и гуманитарного знания. Медицинские гуманитарные науки являются перспективным направлением для изучения и переосмысливают то, как мы видим привычные медицинские практики.

- Почему  гуманитарный аспект медицины важен, даже несмотря на то, что его еще недавно пытались искоренить?

- Для полной картины нам нужно проанализировать проблемы возникшие в сфере медицины и здравоохранения за последние годы в целом.

Здравоохранение не находится в вакууме, на него оказывают влияние политика, экономика, фармацевтическая индустрия, что часто подвергается критике. Ведь у этих сфер, помимо благополучия пациентов, есть и другие приоритеты. 

Также в сфере здравоохранения наблюдается проблема гиперспециализации и гиперавтоматизации. Данный подход сводит пациентов к набору параметров, когда за цифрами не виден живой человек. 

Кроме того, строго медицинский подход не может разрешить социальные, эмоциональные и психологические проблемы, возникающие во время санитарного кризиса. Об этом свидетельствует опыт пандемии COVID-19.

Медицина потеряла человечность. Думаю, ситуация изменится, если гуманитарные и социальные знания интегрировать в медицинскую сферу.

- Каково отношение медицинского сообщества к интеграции гуманитарных наук в их практику?

- Эдмунд Пеллегрино, один из отцов-основателей гуманитарной медицины, заявил в статье 1974 года: «Технические возможности врачей только растут, но, оттачивая навыки в медицине, мы пренебрегаем общечеловеческим ценностями. Это трудно принять, но это правда».

На сегодняшний момент многие врачи разделяют эту точку зрения. Их работа существенно усложняется в условиях капитализма, экономических ограничений. Также больше влияние на сферу здравоохранения оказывают глобализация и сложные мультикультурные связи .

Врачи продолжают бороться с тенденцией к дегуманизации, о которой мы говорили ранее. Все больше специалистов видят в гуманитарных науках способ вернуться к корням, к изначальной идее их профессии.

Напомню, что медицина стала точной наукой менее 150 лет назад.

На протяжении веков медицина была не точной наукой, а искусством и академической профессией. Со Средневековья до XIX века лицензированный врач был высокообразованным человеком, сведущим в первую очередь в философии, теологии и литературе. Как правило, врачи того времени в совершенстве владели латинским и греческим языками, чтобы в оригинале читать произведения Гиппократа, Аристотеля и Галена. Глубокие филологические познания отличали врачей от менее образованных лекарей или так называемых парикмахеров-хирургов.

Только с середины XIX века медицина стала строго научной. Все большее значение в образовании врачей в клинической подготовке приобретали такие дисциплины, как физика, химия и биология.

К концу XIX века биомедицинский подход вытеснил гуманистическое видение. Глубокие гуманитарные знания больше не указывали на статус врача. Захваченная экспериментальным методом, медицина перестала быть искусством и стала эмпирической, количественной, точной наукой.

Обращение к гуманитарным наукам восстановит связь практикующих врачей с корнями своей профессии.

- Как вы видите интеграцию медицинской и гуманитарной сфер?

- Я бы сказала, что это будет зависеть от уровня интеграции и взаимодействия медицины и гуманитарных наук. Гуманитарные науки внесли важный вклад в медицину и медицинскую практику.

История и антропология дают понимание социальных, культурных и исторических традиций, сформировавших медицину. Они напоминают нам о том, что медицина не существует вне общества. Важно понимать, что культура, политика и экономика напрямую формируют наше представление о состоянии здоровья и болезней, подходы к лечению и терапии.

Литература и психология могут быть полезны для улучшения отношений между врачом и пациентом. Благодаря этим дисциплинам, врачи могут задуматься о том, что значит быть пациентом, поставить себя на его место, проявить эмпатию. Изобразительные и театральные виды искусства могут дать уникальное представление о том, как медицина воспринимается за пределами медицинской среды, позволить пациенту более эффективно выразить свое состояние, тем самым помогая врачу лучше оценить ситуацию. Искусство само по себе может быть полезным терапевтическим инструментом.

Если обе дисциплинарные области будут тесно сотрудничать друг с другом, медицина определенно претерпит изменения. К лучшему.

- Как исследователь считаете ли вы, что события этого года оставят след в социальной истории медицины? Каких долгосрочных эффектов можно ожидать?

- Глобальная пандемия показала, что перед врачами будут ставится неожиданные сложные проблемы, для решения которых научных знаний недостаточно.

Как мы установили, медицинские гуманитарные науки в настоящее время переживают настоящий бум. Медицинские школы по всему миру открывают программы и разрабатывают новые исследования и методологии. Это изменения, несомненно, скажутся на будущем поколении врачей, и, возможно, изменят медицину в целом.

При этом сложно делать какие-то конкретные прогнозы. В настоящее время в академических кругах отношения между гуманитарными науками и медициной организованы по трем различным моделям. Первый подход подразумевает прохождение дополнительных гуманитарных курсов в медицинских программах. Такой подход рассматривает гуманитарные науки как дополнение к традиционному научному медицинскому образованию. Преподавание гуманитарных наук, как правило, мало влияет на студентов-медиков, которые склонны воспринимать такие занятия как «декомпрессию» между «серьезными занятиями» или простой способ повысить свои оценки.

Второй подход — гуманитарно-центрический. Мы встречаем этот подход на факультетах гуманитарных и социальных наук, где отдельные ученые работают над темой, связанной с медициной. Медицинские работники редко участвуют в этих исследованиях из-за отсутствия у них гуманитарной подготовки. Подобные программы распространены в Британии и Франции, где гуманитарные факультеты видят себя пионерами медико-гуманитарного направления. В этом случае медицинские гуманитарные науки отстранены от профессиональной медицинской среды и, следовательно, не влияют на медицинское поле.

Третий подход базируется на сотрудничестве. Медицинские специалисты и специалисты в области гуманитарных наук работают вместе на равных условиях. В контексте исследовательской деятельности это означает разработку совместного проекта, в котором рассматриваемые вопросы актуальны для обеих дисциплин и требуют как гуманитарных, так и медицинских компетенций. С точки зрения преподавания, это подразумевает внедрение конкретных стратегий, сочетающих различные педагогические традиции, например, предложение курсов, совместно преподаваемых философом и биологом. Такая совместная работа дает гарантии того, что гуманистическое обучение будет полезным для будущих врачей.

Данные программы - самые сложные в исполнении. Чтобы реализовать подобную программу, необходима переориентация всей медицинской подготовки, где ключевым будет понимание общечеловеческих ценностей в медицине.

Считаю, что в основе медицинских программ должен лежать принцип сотрудничества. Благодаря такому подходу, гуманитарный аспект обучения станет ценной частью медицинского образования, и студенты-медики не будут считать его пустой тратой времени. На самом деле, отсутствие подобных сбалансированных программ является одним из главных препятствий на пути интеграции гуманитарных наук в медицинских вузах.

Многие до сих пор верят, что гуманитарные и точные науки принадлежат к двум разным мирам.

Гуманитарные дисциплины найдут свое место в медицинских программах, когда изменится наше представление о медицине. Необходимо перестать думать о медицине как о дисциплине, аналогичной физике или химии, и напомнить, что  «медицина занимает уникальное положение среди дисциплин как гуманитарная наука, которая всегда должна быть ориентирована на благосостояние человека» [Пеллегрино 1974, 1288–1294].

Я считаю, что несмотря на препятствия, гуманитарные дисциплины вернутся в медицинские программы и снова станут ключевым компонентом профессиональной идентичности врача.


Источник:

Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ

Рубрики:
Меню