ТюмГУ и ВШЭ: новый бакалавриат про экономику в эпоху цифровых технологий

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Москва) и ТюмГУ строят совместный проект – образовательной программы «Экономика и анализ данных». ТюмГУ посетил Сергей Рощин, проректор, заведующий лабораторией исследований рынка труда национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
июн
29
ТюмГУ и ВШЭ: новый бакалавриат про экономику в эпоху цифровых технологий
ТюмГУ и ВШЭ: новый бакалавриат про экономику в эпоху цифровых технологий

Мы спросили у Сергея Юрьевича о новой бакалаврской программе и о том, каков статус экономики как науки на сегодняшний день:

– Проект – это бакалаврская программа по экономике, в рамках которой студенты, которые пройдут обучение по этой программе, смогут получить диплом двух университетов – ТюмГУ и «Высшей школы экономики» (ВШЭ). Программа эта особенная, потому что, во-первых, она опирается на те компетенции и опыт, которые наработаны в ВШЭ по реализации экономического образования. Оно является одним из лучших в стране в области экономики. Но даже в сравнении с тем, что сейчас существует у нас Москве в ВШЭ, эта программа имеет особый учебный план, потому что над его составлением работали коллеги ТюмГУ, ВШЭ двух факультетов: экономических и компьютерных наук. Поэтому программа называется не просто «экономика», а «экономика и анализ данных». В ней очень сильно представлено формирование инструментальных компетенций, связанных с анализом данных, с прикладной математикой, с Computer Science, но в отношении к экономической сфере, к анализу экономических процессов, к анализу больших данных. Последние формируются для того, чтобы исследовать или формировать экспертную аналитику для корпораций, для органов государственной или региональной власти в связи с различными экономическими процессами.

Программа построена таким образом: студенты поступают в ТюмГУ, проходят обучение на первом курсе по учебному плану, который уже является согласованным, и в реализации которого участвуют преподаватели из ВШЭ и преподаватели из ТюмГУ, прошедшие переподготовку в ВШЭ. Начиная со второго года, студенты уходят на трек совместной программы. Важной частью этой программы является проектная деятельность студентов, потому что невозможно анализировать данные исключительно в учебном варианте: нужны не только учебные тревоги, но и боевые задания. Боевые задания для аналитиков – это выполнение конкретных аналитических проектов. С этой точки зрения важным является то, что тюменский университет и ВШЭ совместно реализуют проект так называемых «Зеркальных лабораторий». Связано это как раз с задачами прикладной экономики, в большей степени с исследованиями вокруг рынка труда, но не только, потому что здесь есть и много других вопросов. Таким образом, студенты становятся участниками проектов, которые выполняет лаборатория.

Если в целом говорить об экономическом образовании, то в большинстве российских вузов оно содержит слабый инструментальный компонент: недостаточное владение инструментами анализа, математики, эконометрики, работы с большими данными. Поэтому повторюсь ещё раз, что важным элементом этого проекта является подготовка и переподготовка преподавателей в ТюмГУ. Обучение происходит по стандартам контроля и качества, которые отработаны в ВШЭ. И экзамены, и итоговые работы проверяются в ВШЭ, кто бы не преподавал предмет.

– Ваш нынешний визит непосредственно с этим связан?

  – Да, мы начали работу над программой два года назад. И набор 2020 года – это уже начало формирования этого трека. Вот сейчас ребята заканчивают первый курс. И будут отбираться на эту программу, начиная со второго курса. Наш визит, переговоры, общение с коллегами посвящены тому, как эта программа развивается, уточнению различных деталей как на уровне руководства ТюмГУ, так и на уровне коллег-экономистов, реализующими эту программу. Мы уже видим позитивные результаты нашего партнерства. Надеемся, что это и дальше будет происходить.

– Насколько известно из высказываний великих, экономика – наука прогнозов, не очень точная. А в вашем случае – как высшая математика.

– Это и есть высшая математика. Поверьте человеку, который давно в экономике. Во-первых, экономика давно считается не гуманитарной, а социальной наукой. Скажем, у американцев она включена в комплекс STEM (Science, Technology, Engineering and Mathematics), то есть – наук математических, почти естественных. Объем математической подготовки в экономике соответствует многим естественнонаучным направлениям. Объем матанализа и теории вероятности соответствует тому, что у нас преподается в Москве на уровне прикладной математики и информатики. С этой точки зрения — это наука высоко инструментальная.

Сегодня мир, входя в цифровую эпоху и развиваясь, переживает революцию данных. Начинают формироваться потоки совершенно различных больших данных. И это создает возможности для того, чтобы строить разнообразные политики как на уровне компаний, так и на уровне государственного управления. На принципиально другом уровне – том, что мы называем доказательной политикой в разных сферах развития и функционирования общества. И когда мы говорим про экономические проблемы, экономические процессы, экономические задачи, то это так же затрагивает и их. С этой точки зрения работа с большими данными, умение их интерпретировать и проводить анализ, является сейчас важным компонентом экономического аналитического образования.

– Сегодня уже есть какие-то итоги сотрудничества…

– Я предпочитаю судить по результату, а не по процессу. Пока студенты только зашли на второй курс. Но мы уже видим, что получается неплохо, у студентов и педагогов есть интерес, дальше – посмотрим.

Источник:

Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ

Меню