Ольга Петрова: от человека постящего переходить к человеку создающему

Преподаватель ТюмГУ делится своими размышлениями о том, как задать молодым курс в мире информации.

2020
дек
22
Ольга Петрова: от человека постящего переходить к человеку создающему
Ольга Петрова: от человека постящего переходить к человеку создающему

Как школьнику, студенту удержаться на разумной грани, найти золотую середину, ориентируясь в информационном потоке? Как начинающий журналист должен выстраивать свою позицию в отношении происходящих событий – может, есть некое подспорье для будущих звезд журналистики? Есть ли какие-то механизмы, которые помогут будущему журналисту в выборе оптимальной позиции: гражданской, социальной, культурологической? Дать некоторые наставления молодым в этих вопросах, рассказать о своем детище – проекте «Медианавигатор» – мы попросили заведующую кафедрой журналистики Института социально-гуманитарных наук ТюмГУ Ольгу Петрову.

Наш фестиваль называется «Фестиваль молодежных журналистских проектов «Медианавигатор». Проходит он шестой год. «Медианавигатор» начинался именно как проект для студентов, для создания общей площадки всех медийных проектов: журналов, групп в университете. Но очень быстро мы поняли: это то, что нам необходимо и в нашей работе со школьниками. Мы уже давно, лет 15, работаем со школами. По сути, все эти годы мы на всех уровнях в нашем регионе говорили о необходимости медиаобразования для подростков, для младших школьников и донесли эту мысль до департамента образования Тюменской области. «Медианавигатор» очень быстро стал площадкой для юных журналистов. Конечно, в нем участвуют и студенты вузов, в последний год они идут уже по отдельной номинации. Каждый раз мы меняем тему фестиваля. В прошлом году была, казалось бы, стандартная тема, но она очень хорошо вписывалась в поворот к гуманитарной журналистике – «Герои нашего времени». Наши участники создавали истории про людей, которые кажутся им героями. Результат был любопытный. Конечно, они, как и многие дети, взяли героев, которые были рядом: учителей, руководителей секций, в которых они занимаются. Но у всех этих людей они отмечали одно важное качество: это – создатели, творцы, которые не боятся начинать новое дело. В этом году у нас была тема «Мир онлайн», и фестиваль, по понятным причинам, проходил онлайн. Для нас очень важно продумать методику фестиваля, потому что наша задача – не пропиарить себя, не отчитаться, а изменить отношение подростков к медиа, к журналистской профессии, и результат всегда – углубленное представление об этой профессии. Наша задача – увлечь ребят, сформировать медиакомпетенции. У нас были фестивали, когда мы проводили дни тотальной журналистики (по принципу «Русского репортера»), это всегда был для школьников невероятный драйв.

Почему нужен такой фестиваль? Это, можно сказать, заказ времени. Лидирующим источником информации для российских подростков и молодежи стал Интернет, он потеснил учителей, родителей и книги. В Интернете подростки ищут и скачивают информацию, в том числе и для учебы, общаются, читают новостную ленту. Молодежь доверяет социальным сетям и блогам, как, впрочем, старшее поколение продолжает доверять телевидению.

Проблемность ситуации заключается не в широкой вовлеченности школьников и молодых людей в сетевое пространство Интернета (сегодня это данность), а в том, как ими используются возможности новой медиасреды. Исследователи отмечают низкий уровень медиатворчества подростков в сети, доминирование объектной, потребительской позиции. И с этим трудно не согласиться. Мы проводим в рамках исследования медиакомпетентности подростков анализ страниц в социальных сетях школьников, школьных групп и видим, что большая часть контента в лентах подростков – репосты фото, видео, текстов из групп про моду, психологию, животных, юмор. Общественно значимые темы в репостах не фигурируют, они вне поля зрения. Авторского контента очень мало. Мы, кстати, часто слышим от первокурсников: «Я не разбираюсь в политике (экономике и т.д.) и не буду этим заниматься». Достаточно заглянуть в Инстаграм – и понятно, что не разбираются. Но для будущего журналиста это проблема.

Зарубежные практики и теоретики медиаобразования напрямую связывают уровень медийной компетентности и зрелость гражданского общества. Чтобы сформировать медийную грамотность и аналитическое восприятие информации, нужно менять позицию – от человека постящего переходить к человеку создающему. Недостаточно знать, что бывает деструктивная или фейковая информация, что можно попасть в неприятную историю, случайно подружившись в социальной сети с незнакомцем или сделав репост. Мы на фестивале «Медианавигатор» создаем условия, в которых молодой человек включается в журналистскую деятельность и получает опыт творческой самореализации, практические навыки работы в социальных сетях (в последние годы мы в проектной работе и при организации фестиваля используем инструменты социальных сетей), опыт верификации информации и представление о силе влияния сказанного слова. Это все, конечно, далеко от необходимого объема, но первые шаги мы делаем. Сегодня, когда каждый может стать медиа, когда сюжеты в Тик-Токе, на съемку которых ушли минуты, набирают миллионные просмотры, просто необходимо учить основам журналистики, где давно сложились принципы работы с фактом, этические нормы.

Фестиваль меняет начальное представление о профессии журналиста и его роли в обществе у молодежи. Это представление усложняется и становится более реалистичным. Меняется и понимание того, какая информация является для общества актуальной. Мы задаем темы, которые выводят участников из круга привычных, – задаем курс в мире информации. В последние годы – это человек, люди и «социалка», с которой они сталкиваются каждый день. Это и есть ориентир, на наш взгляд, – интересы, проблемы, перспективы этого обычного человека-героя, мы делаем поворот к гуманитарному аспекту журналистики.

Каждый раз мы тщательно прорабатываем медиаобразовательную технологию, которую будем использовать на фестивале. И замеряем результаты – удалось ли повысить медийную грамотность у наших участников. Результаты публикуем в одном из авторитетных журналов по медиаобразованию «Media Education», который входит в базу Web of Science.

 

Источник:

Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ

Меню