Выявлены особенности процесса ценообразования произведений искусства разных эпох

В современной художественной практике вопрос формирования символической и экономической стоимости произведений искусства остается нерешенным и острым. В нем детально разобрались искусствоведы из Тюмени и Барнаула. Они выявили особенности ценообразования произведений искусства, действующие в разные эпохи. 

Выявлены особенности процесса ценообразования произведений искусства разных эпох
Выявлены особенности процесса ценообразования произведений искусства разных эпох

«Процессы глобализации масштабировали художественный рынок, он стал многомерным. Но вопрос формирования экономической стоимости произведений искусства так и остался спорным. В отличие от символической ценности, c которой в истории искусства было все относительно понятно: ее определяли историки искусства, кураторы, критики, - рассказала доцент ТюмГУ Лидия Балахнина. – Еще в XIX веке регулятором ценообразования картин была профессиональная среда. Но уже экономические условия XX века в отечественном искусстве выдвинули на первый план меценатство или госзаказ, объем оплаты произведений стал зависеть от регалий и социального статуса художника. Ситуация начала XXI века привнесла на арт-рынок новые формы и проблемы. Они тоже повлияли на процесс ценообразования».

Различными аспектами изучения процесса ценообразования произведений искусства занимались многие исследователи. Современники пытаются раскрыть понятия «художественный рынок», «арт-бизнес» и описать в этой области критерии предпринимательской деятельности.

Становление художественного рынка, основанного на купле-продаже, связано с голландской культурой XVII века. «В этот период профессия живописца стала распространенной. В круг покупателей картин входили даже небогатые бюргеры, зажиточные крестьяне. Причина тому - не только экономический и культурный подъем страны и желание украсить жилища. В быстро развивающемся обществе к искусству появилось новое отношение: картины стали цениться не только как уникальные художественные произведения, но и как товар. Они стали использоваться для вложения денежных средств, для спекуляции», - рассказали исследователи.рамки.jpg

Требования рынка укореняли в жанровых полотнах завлекательность. История голландского искусства не раз показывала, как мастер, шедший наперекор массовым вкусам, оказывался обреченным на непризнание и нищету. Занятия живописью из-за конкуренции, падения цен не всегда могли прокормить, потому люди искали дополнительный заработок. Якоб ванн Рейсдал был врачом, Стен - трактирщиком, Хоббема - чиновником.

Как вспоминают историки, коллекционер Павел Третьяков считал, что перепродажа картины по более высокой цене предосудительна, а извлечение выгоды из собирательской деятельности недопустимо. Передавая в 1893 году свою галерею Москве, он сопроводил свой дар описью с указанием уплаченных цен, не отмечая при этом, что большинство из приобретавшихся им на протяжении почти 40 лет произведений возросло в цене.

Именно профессиональная среда должна была выступать в качестве регулятора при оценке стоимости полотна. Петербургский художник, не имея другого механизма ценообразования, был вынужден искать поддержки у товарищей. В случае, когда размер стоимости картины зашкаливал, художники говорили, что сделано это было в состоянии «ума помрачения».

«В России система цен на произведения искусства установилась к концу XIX века. Помимо художественных достоинств, на ценообразование влияла известность автора, технические особенности: формат, «трудность» сюжета, уровень проработки, а также сложившаяся еще в XVIII веке иерархия жанров. Выше всего ценились произведения исторического жанра, ниже всего - портрет. Выезжая на Запад, наши художники недоумевали по поводу галерейной «индустрии», превращающей картину в выгодный товар», - рассказала кандидат искусствоведения из АлтГУ Ирина Черняева.

кисти.jpgКстати, в России до начала XX века не практиковалась последовательная коммерческая работа в области изо, которая существовала в Западной Европе. Не учитывались принципы галерейного дела, разработанные Полем Дюран-Рюэлем: приобретение полотен неизвестных художников, проведение выставок, издание каталогов, популяризация творчества художников в других странах. Отсутствовал институт посредничества между художником и покупателем. Финансовые интересы контролировались государством (Академией художеств), крупными коллекционерами и самой художественной средой.

Позднее выстроилась новая модель художественного рынка, состоящая из госмеценатства, меценатства, индивидуального покупателя. C 1930 по 1980-е годы проблемы художников решали организации - Всекохудожник, Худфонд и Оргкомитет Союза художников СССР. Они обеспечивали художникам стабильный заработок, организовывали выставки и распределяли заказы. Впрочем, существовал и нелегальный рынок (частные заказы).

Наше время дополнило художественный рынок такими формами и механизмами, как интернет-торговля, корпоративное коллекционирование, арт-банкинг. Появились иные проблемы: отсутствие прозрачности при совершении сделок, хищения произведений искусства и высокая стоимость услуг компаний, специализирующихся на страховании произведений...  «С того момента, как изобразительное искусство стало товаром, его эстетическая ценность слилась с коммерческой оценкой. Но нестандартный, единичный характер, высокие эстетические свойства как и прежде делают предмет искусства идеальным материалом для приобретения и сбережения», - уверены эксперты.



Источник:

Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ


Фото: syl.ru, art-samarin.ru, mgpu.ru
Меню