Стало известно, какому бизнесу клиенты доверяют больше

Сотрудники и клиенты во всем мире больше доверяют семейной форме предпринимательства. Однако в России семейный бизнес не делает акцент на своей форме управления, тем самым, упускает ключевое преимущество на рынке. Трансляция традиционных позитивных бизнес-ценностей корпоративной культуры могли бы улучшить деловую репутацию в восприятии потребителей. К таким выводам пришли психологи ТюмГУ и Института психологии РАН, изучив ценностные ориентации владельцев семейного и несемейного бизнеса. Работа проводилась при поддержке РФФИ.


Стало известно, какому бизнесу клиенты доверяют больше
Стало известно, какому бизнесу клиенты доверяют больше

«Исследование показало, что семейный бизнес пока не «вышел» из общего контекста. Вместе с тем, планирующиеся Правительством РФ меры господдержки этой формы бизнеса помогут процессу самоидентификации и обретению уникальной «Я-концепции семейного бизнеса». Этот психологический процесс должен быть основан на актуализации таких ценностей, как качество, приверженность, доверие, социальная ответственность, честность, справедливость. Кроме этого, для повышения уровня управленческой грамотности и инновационности семейных предприятий, необходимо искать такие форматы и деловые площадки, чтобы постепенно выводить владельцев семейного бизнеса в «свет», знакомить их с новинками отрасли и трендами развития мировой экономики», - рассказала руководитель научного проекта, доцент кафедры общей и социальной психологии ТюмГУ Юлия Мурзина.

В рамках реализации проекта за прошедших два года исследователи выявили 213 ценностных переменных, только 13 из них оказались значимо различимы в двух видах бизнеса. «Владельцы несемейного бизнеса больше ценят в своих сотрудниках талант и инициативу. В построении деловых отношений они чаще прибегают к общественным связям, используют свой профессиональный опыт, а также пытаются найти баланс между личной жизнью и бизнесом. В конфликте они скорее склонны занимать выжидательную позицию, руководствуясь принципом «время все расставит на свои места», - сообщила Ю. Мурзина

Семейный же бизнес характеризуется более интуитивной формой управления, менее формализован и профессионализирован. «В настоящий момент семейный бизнес – это бизнес «партнерства» и прагматических отношений в семье с невысокой внешней коммуникацией. Предполагаем, что именно это является причиной низкой профессионализации. Поэтому вполне понятным является тот факт, что репутация семейных предприятий пока не вызывает большего доверия в глазах потребителей. Вместе с тем, опыт зарубежных коллег показывает гораздо большее доверие сотрудников и клиентов именно к семейной форме предпринимательства», - пояснили психологи.

По мнению специалистов, подобные изменения могут привести к трансформации стереотипов массового сознания в сторону того, что семья – это не только «пространство личной жизни» с преобладанием эмоциональных отношений, репродуктивной и рекреационной функции, а это еще и «субъект экономической деятельности», способный к созданию и ведению собственного дела. Такая трансформация может привести к улучшению социального контекста и будет способствовать развитию семейного бизнеса, возможно став «точкой роста» малого предпринимательства, в целом.

В исследование принял участие 131 предприниматель. Использовалось авторское проективное глубинное интервью «Ценностные ориентации предпринимателей в сфере семьи и бизнеса».


Источник:

Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ



Фото: sterhluki.ru
Меню