Елена Тумакова: мы продумываем разные варианты развития событий

Как организовано онлайн-обучение в ТюмГУ, как долго оно продлится, снизилась ли активность студентов на удаленке и адаптировались ли преподаватели? На актуальные вопросы об особенностях работы в дистанционном формате отвечает Елена Тумакова, и.о. проректора по образовательной деятельности ТюмГУ. Кроме административной, Елена Вадимовна занимается и преподавательской деятельностью, поэтому может оценить ситуацию с разных позиций. 

Елена Тумакова: мы продумываем разные варианты развития событий
Елена Тумакова: мы продумываем разные варианты развития событий

Как долго продлится онлайн?

– Прежде всего хочу сказать о том, что наш университет не перешёл исключительно на онлайн-обучение. Есть институты, в которых занятия в силу их специфики проводятся в аудиториях, точнее сказать в лабораториях. Таким образом, сейчас образовательный процесс реализуется в смешанном формате.

Кроме того, в текущей ситуации решение о продлении онлайн-обучения принимается еженедельно на основе анализа нескольких факторов: уровня заболеваемости преподавателей и студентов университета, общей ситуации в городе и регионе, инфраструктурных особенностей, позволяющих минимизировать контакты обучающихся друг с другом, специфики образовательных программ, рекомендаций Роспотребнадзора и Министерства, нашего регулятора. Поскольку ситуация может в любой момент измениться по не зависящим от нас причинам, сказать однозначно, как долго мы будем находиться в режиме смешанного обучения и когда появится возможность вновь вернуться в аудитории, сейчас не представляется возможным. Прогнозы делать не берусь, но всегда говорю о том, что в сложившихся обстоятельствах у нас должен иметься запасной план, позволяющий нам организовать образовательный процесс в любом случае. Тем более, что опыт организации и текущих занятий, и сессий, и государственной итоговой аттестации в разных форматах у нас уже имеется.

Как справляются с нагрузкой первокурсники, наверняка им особое внимание?

– Современные информационно-коммуникационные технологии позволяют обеспечить эффект присутствия преподавателя и студентов в аудитории. Пары у нас проводятся строго по расписанию в Microsoft Teams, все участники образовательного процесса могут видеть друг друга, общаться, задавать вопросы, выполнять задания, демонстрировать презентации и т.д. Таким образом, ведение занятий от привычных, традиционных форматов отличается только тем, что взаимодействие преподавателя и студента осуществляется не в аудитории при личном контакте, а опосредованно – через компьютер или телефон. Для первокурсников такие инструменты оказались привычными, в том числе со школы. Они вполне спокойно с ними справляются, очень оперативно осваивают новые сервисы, свободно разбираются в специфике их использования. Кроме того, в начале учебного года у них была возможность лично познакомиться с преподавателями, присутствовать на их парах, ведь на смешанное обучение мы перешли не сразу. 

Сложнее пришлось преподавателям, которые вынуждены были тотально в течение короткого времени освоить новые сервисы и инструменты взаимодействия. Однако благодаря Программе занятости студентов мы смогли успешно подготовиться к новому учебному году, ведь за летний период обучающимися под руководством наших педагогов были созданы презентации занятий, видеолекции, электронные пособия и тесты, а также другие материалы, которые сейчас успешно используются преподавателями в онлайн-формате. 

Помогает в организации обучения и информационная система Modeus, на которую в начале учебного года мы перешли всем университетом. В ней еженедельно публикуется расписание с указанием форматов обучения, отражается содержание курсов в целом и каждого занятия в отдельности, передается информация о посещаемости и успеваемости студентов, предоставляется возможность выбора элективных дисциплин. Оповещения обо всех изменениях в системе приходят на корпоративную почту и преподавателям, и студентам, поэтому узнавать все новости, участвовать в учебных встречах, выполнять домашние задания и получать оценки, а также оставаться в курсе всех событий можно не выходя из дома. 

Особо хочу отметить вклад наших студентов, которые в момент перехода на смешанное обучение абсолютно самостоятельно организовали в каждом учебном подразделении волонтерские службы, помогающие преподавателям использовать информационные сервисы в учебном процессе. Кроме того, объединенный совет обучающихся ТюмГУ активно включился в работу по информированию студентов обо всех важных и значимых событиях в образовательном процессе. Была разработана очень понятная и наглядная инструкция, содержащая ответы на все самые актуальные вопросы о том, как вести себя в той или иной ситуации, почему расписание публикуется только на одну неделю, стоит ли уезжать домой при переходе в онлайн и т.д. 

Конечно, не могу не сказать о тьюторском сопровождении наших первокурсников, едином деканате, который консультирует студентов по всем вопросам, управлении индивидуальных образовательных траекторий, сопровождающем реализацию общеуниверситетских дисциплин. Работники этих подразделений находятся в постоянной связи с первокурсниками, помогая решать им возникающие проблемы.

Вы сами уже хорошо адаптировались к онлайн-преподаванию?

– Онлайн-преподавание открыло для меня совершенно новые возможности. У меня появились свои методические лайфхаки, оригинальные решения, которые я вряд ли смогла бы реализовать в традиционном формате. Открывшиеся возможности очень вдохновляют, мотивируют на поиск, в результате чего мои привычные курсы обретают новую жизнь. Мне нравится открывать для себя что-то необычное, непривычное и делиться этим со студентами.

Какой предмет Вы ведете? Как работают на удаленке Ваши студенты?

– Я преподаю общеуниверситетский электив «Русский язык сегодня», который одновременно посещают студенты разных направлений подготовки и курсов. Могу с уверенностью сказать, что мои студенты занимаются на удаленке ничуть не хуже, чем в привычном формате. Использование онлайн-сервиса помогает мне организовать индивидуальную работу с каждым обучающимся: я получаю ответную реакцию на свои вопросы от каждого, имею возможность комментировать каждое выполненное задание. С переходом в онлайн активность студентов на занятии нисколько не снизилась, мы по-прежнему радуемся общению, открываем друг для друга что-то новое, заряжаемся энергией, обогащаемся опытом, и опосредованный характер нашей коммуникации совсем не является для нас непреодолимой преградой. Кроме того, я могу видеть студентов без масок (так же, как и они меня)!

Ощущение, что преподаватели поделились на равные половины, тем, кому нравится онлайн, и те, кто делают это через силу.  В чем причина?

– У меня складывается несколько иное ощущение. Скорее, все понимают то, что происходит сейчас, и принимают необходимость перехода в онлайн. Просто одни делают это без энтузиазма, лишь потому, что иначе нельзя, другие открывают новые возможности, вдохновляются и вдохновляют других. Ярким примером тому служат прошедшие в нашем университете в октябре Дни открытых дверей виртуальных классов. Этот конкурс был инициирован самими преподавателями. Они смогли продемонстрировать лучшие практики онлайн-обучения, собственные успехи и педагогические находки, а также почерпнуть полезное и интересное у своих коллег.

Мы так и останемся на смешанном формате, когда в химических, физических, биологических лабораториях студенты занимаются офлайн? Или придется отказаться?

– Всё зависит от текущей ситуации. В одном из институтов нам уже пришлось отказаться от офлайн-обучения по объективным причинам. Будем надеяться, что ситуация стабилизируется. Но в любом случае, как я уже сказала, у нас имеется запасной план, поскольку мы вместе с институтами продумываем разные варианты развития событий и стараемся быть готовыми к ответу на любые вызовы.

 

Источник:

Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ

 

 

Рубрики:
Читайте также
Меню