Директор SAS: большинство выпускников вынуждены заниматься не своим делом

Научно-образовательное подразделение Тюменского государственного университета – Школа перспективных исследований (SAS) – сегодня задает тенденции на рынке высшего образования в России. Какие результаты дает система обучения 2+2? Где могут реализовать себя выпускники? Как пандемия коронавируса повлияла на обучение? Об этом корреспонденту проекта «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» рассказал директор SAS Андрей Щербенок.
Директор SAS: большинство выпускников вынуждены заниматься не своим делом
Директор SAS: большинство выпускников вынуждены заниматься не своим делом

– Андрей Валерьевич, SAS открылась в 2017 году. Что удалось достичь за эти три года?

– Нам удалось доказать на практике, что в обычном региональном университете, которым раньше был ТюмГУ, возможно создать самую международную научно-образовательную институцию в России, в которой на постоянной основе работают профессора из полутора десятков стран.

Мы также смогли полностью реализовать модель свободного образования: все наши студенты учатся по индивидуальным образовательным траекториям, пересекающим различные дисциплинарные области, и выбирают направление подготовки после второго курса (система 2+2).

– Можете ли вы уже рассказать о реальных образовательных результатах системы обучения 2+2?

– Второкурсники SAS выбирали свое направление подготовки в 2019 и 2020 году. В обоих случаях более половины студентов выбрали не то направление, на которое поступали. За два года, в течение которых у них, помимо обязательной для всех «ядерной» программы, было много элективных курсов (обязательные курсы по выбору студентов — прим.ред.), они научились делать ответственный образовательный выбор – то, чему мало учат в средней школе. Они лучше разобрались в своих способностях и интересах, расширили свой кругозор и глубже поняли специфику различных дисциплинарных областей. В отсутствие системы 2+2 большинство студентов были бы вынуждены заниматься не своим делом.

– Почему в набор исследовательских и образовательный направлений SAS входят как гуманитарные и социальные науки, так и биология и IT?

– Бурное развитие биологии, в частности, генетики заставляет нас переопределять границы между биологическим и социальным, биологическим и культурным – что трудно делать, если эти дисциплины разнесены по разным факультетам и институтам. То же самое относится и к проблематике искусственного интеллекта. Кроме того, развитие информационных и биотехнологий ставит перед человечеством проблемы, решить которые нельзя без гуманитарных и социальных дисциплин.

– Как изменилось обучение из-за пандемии коронавируса?

– Прошлой весной мы полностью перевели наши занятия в ZOOM и стали больше внимания уделять производству online-контента: от записи лекций и видеоблогов до прямых эфиров в Instagram. В результате элементы нашего образовательного предложения стали доступны гораздо более широкому кругу людей.

Сейчас мы возвращаемся в offline (хотя процесс возвращения замедляется, так как не все наши иностранные преподаватели сейчас могут въехать в страну), но мы продолжим производить больше цифрового контента для широкой аудитории и размещать его, например, на канале SAS в YouTube.

– Какие самые интересные научные события прошли в SAS?

– SAS создала принципиально новый формат отбора профессоров: проектно-аналитические сессии, на которых исследователи из разных дисциплин в режиме реального времени разрабатывают междисциплинарные исследовательские проекты. Команды, предложившие самые интересные проекты с точки зрения международного экспертного комитета, получают приглашение на работу.

Каждый год мы проводим конференцию «Дисциплинарный ландшафт», на которой обсуждаем базовые понятия высшего образования – от критического мышления до компетентностного подхода.

Наконец, год назад мы принимали у себя конференцию проекта 5-100 «Научно-образовательный гринфилд как инструмент трансформации университета». SAS – один из самых ярких гринфилдов (созданных «с нуля» структурных подразделений) в стране, и мы стараемся делиться своим опытом с российским университетским сообществом.

– Где могут реализовать себя выпускники?

– Самый очевидный путь – это академические и профессиональные магистерские программы, как в России, так и за ее пределами. Однако наши студенты очень разные: многие интересуются темой развития образования, кто-то рассматривает предпринимательскую траекторию (например, студенты, выбравшие направления IT и экономики), некоторые уже делают разные проекты на заказ или экспериментируют, в том числе в рамках учебных курсов, с идеями креативных бизнесов.

Большой популярностью у нас пользуется направление «Кино и медиа», выпускники которого смогут работать на ниве «медиализации сложных смыслов» – это, кстати, тема одной из магистерских программ SAS.

Прошлым летом, благодаря программе по содействию занятости студентов в Тюменской области, наши студенты в командах делали серьезные издательские и медийные проекты, так что им уже есть что продемонстрировать в своих портфолио.

Очень ответственно наши студенты относятся к проблемам экологии и к волонтерской деятельности.

– С какими образовательными центрами, компаниями сотрудничает SAS?

– SAS имеет крепкие партнерские связи с Центром трансформации образования Московской школы управления СКОЛКОВО – многие реализованные у нас идеи берут свое начало там. Европейский университет в Санкт-Петербурге (ЕУ) также является партнером школы: курс «Город как текст» – образовательная стажировка для студентов первого курса бакалавриата – проходит на их площадке. В ноябре мы совместно c ЕУ проводим международную конференцию «Ревность к Копернику», посвященную проблеме замкнутости российских ученых в нише исследований о России. Также можно упомянуть компании «СИБУР» и «Газпром нефть», Высшую школу экономики и Маастрихтский университет.

– Какие дальнейшие планы по развитию SAS?

– Планов много, но, пожалуй, главный проект, который начался только что, – это магистерская программа «Экспериментальное высшее образование». Эта программа-лаборатория должна стать местом поиска уникальных образовательных решений, которые при посредстве ее выпускников будут распространяться в университетах по всей России.


Источник:
Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ

Рубрики:
Меню