Кем поможет стать ИОТ?

Интервью с Надеждой Федоровой, начальником управления индивидуальных образовательных траекторий ТюмГУ.
Кем поможет стать ИОТ?
Кем поможет стать ИОТ?

Как вкратце можно объяснить не погруженному человеку, что такое «индивидуальные образовательные траектории» (ИОТ)?

ИОТ - это конструктор, состоящий из кубиков-учебных модулей, позволяющих студентам конструировать образовательную программу с учетом своих интересов, возможностей и целей. 

Почему ТюмГУ решился на такие кардинальные изменения образования?

Сделав ставку на трансформацию образования и внедрение ИОТ, ТюмГУ решал сразу две проблемы: повышения привлекательности для абитуриентов, в том числе иностранных и подготовку студентов к трансформирующемуся рынку труда, требующему постоянного обновления компетентностных профилей работника.

Можете ли вы с уверенностью сказать, что именно ИОТ – это «правильное» образование?

ИОТ - это всего лишь принцип организации учебного процесса. Такая модель образования больше соответствует ритму современной жизни и популярным практикам социального и территориального серфинга, чем традиционные программы, в которых все элементы прописаны заранее на четыре года вперед.

Качество образования - сложный и почти неизмеримый феномен. Он связан не с организационными особенностями обучения, а с самим содержанием, в которое погружается студент. При этом "правильное" образование предполагает существование единого канона, подходящего для всех. В это я точно не верю.

Все студенты разные, и для успешной самореализации им надо решать разные задачи и ставить перед собой разные цели. Двух одинаковых физиков или журналистов не бывает, поэтому и образовательные программы, в которых студенты формируются как профессионалы, должны быть разными.

Чем образование, которое получали вы в университете, отличается от того, что сейчас получают студенты?

Я училась в ТюмГУ, поэтому легко могу сравнивать. После пяти лет филфака я пошла в аспирантуру и защитила кандидатскую диссертацию по драматургии ХХ века. А еще в процессе обучения, помимо обязательных дисциплин, посещала факультатив по классической филологии, чтобы углубленно учить латынь, древнегреческий и историю древнего мира. А потом поступила в магистратуру по отечественной истории.

При этом параллельно я работала на кафедре издательского дела и редактирования, где преподавала историю книжного дела и чтения, а впоследствии стала читать курс "История и теория медиа" для магистров-медиакоммуникаторов. Главный итог моего образования - способность работать с чужими текстами, в том числе древними, причем, как с их содержанием, так и формальным выражением. Также у меня есть отличный навык создания авторских текстов разного целевого назначения и читательского адреса. Я училась этому 10 лет. Верю, что в модели ИОТ время моего обучения могло сократиться вдвое. 

Если бы у вас была возможность учиться по ИОТ, как бы вы построили свою траекторию, изменили бы свой профессиональный путь?

Если бы я сейчас училась в ТюмГУ, то обязательно к своему филологическому образованию добавила майнор по истории и изучила пару элективов по программированию. Думаю, это могло бы способствовать моей самореализации в области разработки учебных чат-ботов, например. 

Большинство абитуриентов не знают, чем хотят заниматься в будущем, как ИОТ может помочь им определиться?

Неопределенность - это нормально. Человек, который не определился с траекторией своего дальнейшего движения и оказался в состоянии перехода от средней школы к высшему образованию, открыт большему спектру самопроявлений. В ситуации выбора он может  руководствоваться анализом окружающей его новой действительности, а не представлением о необходимом, сложившемся на основании полученного ранее опыта.

Способность к ситуативному самопереопределению – ключевая компетенция для успешного развития личности в постоянно изменяющихся условиях современного мира. Для формирования этой компетенции студент на входе в университет должен столкнуться с максимально разнообразным и новым для него материалом.     Выбирая элективы из разных дисциплинарных областей, студенты "мигрируют" в новые для себя виды деятельности, пробуя свои силы и проверяя представления о профессиональном будущем. Это, безусловно, способствует их самоопределению, в том числе профессиональному.

Можно ли сказать, что понятие «профессия» устаревает, или это миф?

Понятие "профессия" не устаревает, а видоизменяется. Во-первых, очень меняется состав профессий, во-вторых, многие традиционные для профессий функции и наборы навыков пересобираются, в том числе в процессе перехода в "цифру".

Бухгалтер, которого готовили в университете 10 лет назад, и бухгалтер, который выпустится в этом учебном году, обладают разными базовыми компетенциями. То же самое можно сказать об инженерах, журналистах и т.д.

Как изменится диплом об образовании, который получит студент? Будет ли в нём как-то отражаться индивидуальная траектория?

Диплом, который получит студент, прошедший обучение по программам на основе ИОТ, будет так же, как и прежде, свидетельствовать о присвоении ему определенной квалификации - это называется основным профилем. Выпускник Института государства и права выйдет юристом, а Института химии - химиком.

Если студент за время обучения в университете пройдет майнор (связанный блок элективных дисциплин), то дополнительно к диплому получит сертификат с указанием сферы, в которой он также может работать. Например, студент направления подготовки "Педагогическое образование" может получить сертификат о прохождении майнора "Предпринимательство" или "Гейм-дизайн".

Кроме того, в дипломе будут отражены элективные курсы, которые помогут выпускнику сформировать свой уникальный набор компетенций, а работодателю отличить одного выпускника университета от другого. 

На ваш взгляд, насколько будут ценны для работодателя выпускники с индивидуальной образовательной траекторией? Или для работодателя важнее специализация?

Требования к конкретному рабочему месту определяются ситуативно, например, когда компания "Росатом" выходила на азиатский рынок, хедхантеры искали не просто инженеров, специализирующихся на атомной энергетике, а людей, владеющих также арабским языком и имеющих представления о традициях мусульманской культуры.

Редактор новостного портала и редактор детского телевизионного канала, специализирующегося на аудитории 6+, могут быть выпускниками одного факультета журналистики, но их компетентностные профили сильно отличаются. Работодатель будет искать в дипломе именно соответствие этим профилям. ИОТ позволяет осуществить тонкие настройки компетентностного профиля вокруг профессионального ядра. 

Ваши рекомендации – как студенту, который хочет быть успешным в будущем, использовать возможности ИОТ на максимум?

Не надо бояться ошибок. Самые успешные люди их совершают. Может быть, даже чаще других. Я бы советовала обязательно рискнуть и взять, например, электив по китайскому языку или храмовому искусству дополнительно к "Основам программирования" и "Практикам продюсирования мультиплатформенного медиаконтента". 


Источник:
Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ
Материал подготовила София Злагода, студентка ТюмГУ
в рамках Программы по содействию занятости студентов в Тюменской области

 

Рубрики:
Меню