«Подушка безопасности» для студентов ТюмГУ

Александр Санников, психолог Центра тьюторского сопровождения, рассказывает о важности поддержки студентов, о различии тьютора и психолога и о том, куда обратиться, если нужна помощь.

«Подушка безопасности» для студентов ТюмГУ
«Подушка безопасности» для студентов ТюмГУ

Как появилась идея психологической поддержки студентов?

– Три года назад я уже имел опыт работы психологом в SAS, и параллельно зашел в первую команду тьюторов. Мы проектировали сопровождение студентов в модели ИОТ. Она учит людей находить свое место в жизни и в будущем быстро адаптироваться к ее изменчивости. В первый год мы точно ощутили требования к технологии сопровождения. Тьютор не может помогать студентам в самоопределении и проектировании своей траектории, если одновременно берет функции административной поддержки (связанные с сервисом Modeus и техническим выбором элективов) и психологической помощи. Важно это разделить, чтобы не путаться самим и не запутывать студентов. Сейчас административные вопросы взяло на себя Управление ИОТ. Тьюторы помогают студентам рационально учиться планировать свое образование. А работу с эмоциональной сферой оставили мне. Это условное разделение, и тьюторы всегда готовы прийти на помощь. Но если грубо разделять сферы, то так.

Почему важно психологически поддерживать студентов?

– Несправедливо утверждать, что новое поколение «более ранимо», «менее адаптивно и готово к взрослой жизни». Это не так: важно понимать, что «условия игры» изменились. Мир увеличивает скорость постоянных изменений. И ИОТ отражает и готовит к нему. «Новый студент» постоянно входит в новые группы и учится общаться с «непохожими на себя». А это не то же самое, что один раз познакомиться и спрятаться за устойчивой ролью в коллективе. «Новый студент» постоянно исследует «кто я, и что мне интересно» и самостоятельно совершает выбор, куда идти и чему учиться. Такой уровень ответственности – серьезный стресс и для опытного зрелого человека. Если честно, большинство «опытных и зрелых» в нашей культуре с такой свободой и не справляются. К машине с более совершенным двигателем мы должны прибавить и более совершенные «подушки безопасности». У университета – это Центр тьюторского сопровождения и психолог в упаковке.

В чем заключается задача психолога центра тьюторского сопровождения?

– Стратегическая задача – это собрать статистику и выработать механизмы, которые помогут в будущем создать полноценную психологическую службу, которая будет комплексно работать в университете. Основная задача – это вовремя обнаружить «кому нужна помощь» и объяснить, что в этом нет ничего страшного: мы найдем выход.

Как студенту понять, что ему нужно обратиться к психологу?

– В нашем менталитете заложен страх пойти к психологу, не говоря уже о психиатрах. Многие каждый год проверяют свое физическое здоровье, но ментальное здоровье тоже важно, и всегда тесно связано с первым.

Если ты чувствуешь, что твое тело реагирует не как обычно: нарушен аппетит, сбит режим сна, частые перепады настроения или, наоборот, апатия; или просто чувство, что новые вызовы эмоционально цепляют, а как справлялся раньше, не работает, есть смысл обращаться. После первичной диагностики мы обговорим план консультаций (часто проблема решается за 3 – 7 встреч). При необходимости я поделюсь контактами, куда еще обращаться за психологической или психиатрической поддержкой.

Психологическая поддержка в университете – это платно? Анонимно?

– Это бесплатно и всегда анонимно. Я делюсь с администрацией, сколько людей ко мне пришло, но не делюсь подробностями и именами – это остается в стенах кабинета, если это не угрожает здоровью студентов.

Как можно к вам записаться?

– На сайте университета есть вкладка «Тьюторское сопровождение», в которой, в свою очередь, находится вкладка «Психологическая поддержка». Если на нее перейти, то можно увидеть мою фотографию, описание и кнопку «Записаться к психологу». Если на нее нажать, открывается анкета в «Google Form». Мне приходит уведомление, я перезваниваю, и мы назначаем время и день встречи.

 

Источник:

Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ

 

Рубрики:
Меню