Онлайн-учеба стала интенсивнее

Скоро будет два месяца как ТюмГУ перешел на дистанционный формат обучения. В целом, можно сказать, формула «в университет за один клик» не просто работает, а набирает обороты.

Онлайн-учеба стала интенсивнее
Онлайн-учеба стала интенсивнее

«Переход в онлайн был такой стремительный, что пришлось серьезно пересмотреть все подходы к организации образовательного процесса. Главное требование, которое мы соблюдаем, – сохранить качество и полный объём образовательного контента, – комментирует Елена Тумаковаи.о. проректора по образовательной деятельности ТюмГУ. – Теперь мы имеем практически все необходимые регламенты организации обучения онлайн. Конечно, у некоторых студентов сложилось ощущение, что стало больше самостоятельной работы, возросла нагрузка. Я же считаю, что учеба стала более интенсивной, именно такой двусторонний процесс даст хороший результат».

Насколько удалось адаптироваться к новым условиям и как проходит образовательный процесс, рассказывают студенты разных институтов ТюмГУ.

Алексей Ларионов, Институт государства и права:

– Изначально мы получали задания на электронную почту, выполняли их и направляли преподавателям на проверку. Все взаимодействие проходило в текстовом формате в виде переписки по электронной почте. Теперь переходим на новый формат: лекции и семинары в режиме видеоконференцсвязи в нашем обычном расписании. Поэтому изменения продолжаются, и адаптироваться приходится постоянно.

Здорово, что в нашем университете есть технологическая возможность организовать обучение. И корпоративные почты с подключенными к ним сервисами, и Microsoft Teams, удобная, в общем-то, штука. Главное, что теперь можно услышать и увидеть своих одногруппников и преподавателей, потому что исключительно письменное общение быстро надоедает. 

Из проблем – не у всех преподавателей есть техническая возможность подключиться именно с видео, и это немного расстраивает, хотя не критично. Пожалуй, преподаватели сейчас больше нуждаются в поддержке, потому что для них цифровые платформы университета иногда даже более новые и неизвестные, чем для нас.

Очень здорово, что обучение продолжается. Мне кажется, трудности помогли нам, студентам, понять, насколько на самом деле ценны личные встречи и простое человеческое общение. Но по университетским аудиториям всё равно как-то скучаю.

Владислав Сиюткин, Школа перспективных исследований:

– Мне нравится онлайн-обучение по нескольким причинам. Во-первых, удобно учиться дома: обычно до университета я добираюсь за час, сейчас – за один клик. Во-вторых, интересно само ощущение неформальности и формальности: мы находимся одновременно в своих частных мирах и в одном общем. Но как бы занимателен и экономичен не был этот формат, университет все-таки не сводим к семинарам и лекциям. То, что происходит между парами, в столовой, после занятий, – важная часть обучения, часть студенческой и преподавательской жизни.

Адаптация к дистанту прошла без особых трудностей. Взаимодействие проходит в Zoom'e, по электронной почте, на платформе Canvas и, по желанию студентов, в мессенджерах. Некоторые преподаватели не против даже поговорить по телефону, как мой научный руководитель, например. Процесс обучения проходит стандартно: преподаватель отправляет ссылку на встречу в Zoom'e всем участникам занятий, и мы постепенно присоединяемся. Во время занятия нажимаем на волшебную кнопочку «поднять руку», задаем вопросы. Материалами обмениваемся по почте или на платформе Canvas, на которой проходит весь обмен информацией между преподавателями и студентами в Школе перспективных исследований.

Алиса Фролова, Физико-технический институт:

– Лично мне нравится формат дистанционного обучения: я вижу перед собой все задания и их формулировки, а не вспоминаю, как звучала задача две недели назад; мне проще кому-то написать, чем опять же неделю ждать занятия, чтобы что-то спросить у преподавателя; я не трачу деньги на проезд и всё в этом духе.

Но взаимодействие с преподавателями идет не так хорошо, как хотелось бы (у нас, так сказать, «возрастной» институт): кто-то не умеет делать рассылки, кто-то передает информацию только через звонок старосте. Есть несколько преподавателей, с которыми связь налажена на 100%! 

Хорошо, что есть почта, в которой можно обмениваться информацией как со студентами, так и с преподавателями (правда, не у всех преподавателей получается вести полноценный диалог через корпоративную почту). Еще один плюс дистанционного образования – мы сами учимся правильно распределять время и ставить приоритеты, думать, что нам сделать сегодня, чтобы успеть сдать к сроку. Поскольку у нас тот курс, где нет лабораторных работ по физике, которые мы должны делать и наблюдать за процессами воочию, то в каком-то плане нам повезло, т.к. все дисциплины мы можем изучать именно в дистанционном формате. 

Алена Геленидзе, Институт психологии и педагогики:

– Дистанционное обучение проходит хорошо. Недостатка в информации и источниках литературы нет. Учебники, статьи и материалы преподаватели всегда дают студентам, а также отвечают на любые вопросы. Очень продуктивными являются онлайн-консультации с видео- и аудиосвязью, это помогает лучше понимать тему, а также спрашивать непонятные моменты (хотелось бы больше таких консультаций, лекций или семинаров).

Сложным в дистанционном обучении является процесс самоорганизации. Но также это позволяет замечать трудности, которые возникают в процессе образования и выполнения заданий, и исправлять их со временем, искать способы развития навыков тайм-менеджмента и др. Иногда преподаватели дают советы по организации своего времени, направляют и консультируют.

Не хватает обратной связи от преподавателей по поводу выполненных работ. Когда она есть, можно всегда найти недочёты и исправить их, понять, в чем проблема, но без нее это делать довольно трудно.

В целом дистанционное обучение не сильно проигрывает очному. Так ты видишь и чувствуешь свое развитие, ведь всё зависит только от тебя. Нельзя просто отсидеться и ничего не сделать, работу нужно сдать в любом случае и не опоздать с дедлайном, поэтому важно не терять времени, а использовать возможности получать знания и развить себя.

Никита Геркула, Институт математики и компьютерных наук:

– Многие преподаватели нашли удобные сервисы (Google class, Microsoft Team) для онлайн-трансляций своих занятий и начали давать домашнее задание, которое можно легко проверить самому, исправив свои ошибки и разобравшись в них. Отдельно хочется сказать о команде преподавателей по «Цифровой культуре», у которых созданы группы для лекционных и практических занятий, где они выкладывают все лекционные занятия и практические материалы для выполнения лабораторных работ. Считаю это очень удобным!

Но есть и обратная составляющая. Помимо того, что полноценно лекцию, на которой преподаватель сможет тебе разложить все «по полочкам», провести в режиме онлайн не получится (я ни разу на таких не присутствовал), многие учителя не проводят онлайн-занятия, просто осаждая студентов домашней работой. Для выполнения таких домашних заданий требуется самостоятельно изучить новый материал. Помимо этого ты должен выполнить достаточно внушительный объем практических заданий, на это уходит по шестнадцать часов подряд (математика). У тех преподавателей, у кого получилось приобщиться к онлайн-лекциям, все вышло наиболее удачно. Всем остальным пожелаю смотреть на своих коллег и проводить занятия в том же формате.

Татьяна Тюменева, Финансово-экономический институт:

– В целом благодаря сложившейся ситуации многие поняли, что учиться можно и дома, дистанционно. Здорово, что есть связь с преподавателями, и большинство из них идет на контакт и относится с пониманием. Но есть и минусы. Домашней работы стало очень много. Это, в частности, потому, что лекции и практики теперь онлайн, и домашняя работа идет в нагрузку, но в совокупности выходит, что у студента гора домашки с ограниченным временем для ее решения (дедлайн). Да и не всем понятно, как и куда заходить, чтобы прослушать лекцию. Оценить знания всех студентов в такой форме, к сожалению, очень сложно, да и оценки могут быть ложными. На личном примере могу сказать, что обучение в целом интересное, но из-за сложности в понимании работы онлайн-лекций, дедлайнов просто все не успеваешь, и интерес теряется. Хотелось бы, чтобы было больше времени для домашнего задания и, возможно, иной формат проведения лекций. Хочу заметить, что проведение английского языка в скайпе и философии (лекции) с помощью аудиозаписи лекции в ВК мне очень нравятся. Они понятны, просты и удобны в применении. 


Источник:

Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ

 

Рубрики:
Меню