Работаем со студентами онлайн

Как проходит обучение в разных институтах, можно ли проводить лабораторные практикумы дистанционно и похоже ли образование будущего на дистанционное – рассказывают сами преподаватели.

Работаем со студентами онлайн
Работаем со студентами онлайн
Интенсивный переход в дистанционный формат работы открывает новые возможности: преподавателями ТюмГУ создана продуктивная сеть обмена опытом, идет обкатка новой образовательной платформы Microsoft Teams.

Как происходит обучение онлайн сейчас в разных институтах, можно ли проводить лабораторные практикумы дистанционно и похоже ли образование будущего на дистанционное – рассказывают сами преподаватели.


Дмитрий Кыров, преподаватель дисциплины «Биоэнергетика», Институт биологии:

«Семинар на тему «Биомембраны и транспорт» мы со студентами проходили в сервисе zoom в формате конференции. Подключились все 13 студентов со своих домашних компьютеров или смартфонов. По расписанию проводили более трех часов с перерывом. Показывали презентации, задавали и отвечали на вопросы, основные обсуждения шли через общий чат.

На этой неделе тоже проведу один вебинар-семинар и прочитаю лекцию. Опыт работы в Институте дополнительного образования мне в текущей ситуации очень пригодился».

 

Алексей Павловский, заместитель директора по науке, Институт социально-гуманитарных наук:

«Я уже очень давно думаю о том, каким будет образование будущего, – думаю, оно будет дистантным.
В моем понимании образование будущего – это консорциум вузов всего мира, в которых существует общее соглашение о взаимозачете курсов друг друга, и поэтому студент любого из них может выбирать преподавателя в любом другом вузе. Понятно, что лучшие выбирают первыми и выбирают взаимно.
И что мы имеем сейчас? Возможность примерить на себя эти условия, увидеть проблемы, подумать о том, что с ними можно сделать…»

 

Александр Кертман, профессор, кафедра неорганической и физической химии, преподаватель дисциплины «Неорганическая химия», Институт химии:

«Разумеется, дистанционное обучение не заменит непосредственное выполнение лабораторного практикума, тем не менее занятия со студентами проводятся. В начале недели они получают задание проработать методические указания и по каждому лабораторному опыту написать все необходимые уравнения реакции. Выполненное в указанный срок задание принимаю как присутствие на занятии и выполнение лабораторной работы, которое оцениваю согласно баллам в МУП данной встречи.

В течение занятия по расписанию ведется индивидуальная работа со студентами: предлагается индивидуальное задание по защищаемым темам дисциплины, которое они выполняют и предоставляют на проверку. Задания формулируются таким образом, чтобы на ряд поставленных вопросов было сложно найти конкретные ответы в учебниках или интернете. Т.е. при ответе на вопрос необходимо показать знания по всей теме в целом.

В результате студенты получают те же знания и выполняют те же задания, что и при проведении занятий в лаборатории, за исключением непосредственной работы руками при выполнении лабораторных опытов».

 

Сергей Артеменко, ассистент кафедры экологии и генетики, преподаватель дисциплин «Наследственность и среда», «Основы экологического мониторинга», Институт биологии:

«В отношении дистанционного формата биология отчасти похожа на медицину: некоторые вещи невозможно перевести в дистанционный формат. Лабораторные практикумы, являясь третью или даже половиной учебного курса биологов, невозможны без личного присутствия и прививания навыков работы с конкретным объектом и культуры работы в лаборатории разного профиля. В связи с этим преподаватели перенесли лабораторные работы в своем внутрипредметном плане на более поздний срок, а сейчас занимаются теоретической подготовкой и анализом.
В рамках многих дисциплин имеются онлайн-ресурсы. Так, преподавателями Института биологии записан и успешно реализуется авторский курс по экологической паразитологии (О. Н. Жигилева), который в настоящий момент проходит у студентов 4 курса, специальность «Биоэкология».

В рамках электива «Наследственность и среда» мною было разработано специальное задание для дистанционного освоения, связанное с анализом генетического кода коронавируса. Используя ряд общедоступных ресурсов, студенты смогли найти образцы генетического кода коронавируса, выделенного у людей из разных стран, и с использованием специальной программы произвести выравнивание кода и сравнение. Таким образом, каждый индивидуально смог проанализировать наличие мутаций у SARS-CoV-2 выделенных в разных странах, а также обозначить, какие мутации и в каких участках вирусной РНК происходят.

С биологами 4 курса на предмете «Основы экологического мониторинга» мы учились делать специфические интерактивные карты. Так, например, студентам было предложено обозначить места обнаружения растений и животных, присутствующих в Красной книге Тюменской области.

Кроме непосредственно обучения, мы с другими преподавателями поддерживаем связь со студентами через соцсети, общаемся и о ситуации, о профилактике заболеваний, о специфике предметов, обмениваемся информацией о конкурсах, грантах, онлайн-курсах или просто важных новостях в мире биологии».



Источник:

Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ

Меню