Исключительность и «виртуальная среда» становится ориентиром для современного дошкольника

Какими завтра будут современные дети? Что мы знаем о тех, кого учим и воспитываем сегодня? Дискуссия вокруг этих вопросов ведется очень широко в современном обществе. Взрослые очень много пишут и говорят о детях, опираясь на собственные представления. Что думают о себе и своей жизни сами дети часто остается незамеченным. Проникнуть в сложный внутренний мир детей непросто. Исследователи ТюмГУ изучили представление дошкольников о самих себе и провели сравнительных анализ того, как они изменились на протяжении 13 лет.

Исключительность и «виртуальная среда» становится ориентиром для современного дошкольника
Исключительность и «виртуальная среда» становится ориентиром для современного дошкольника

«Общаясь с детьми, ученым удалось установить, что старшие дошкольники стали более раскрепощены и свободны в выражении себя. «Возможно, это объясняется изменениями в области образовательной политики и во взглядах на воспитание у родителей. Демократизация воспитательной политики, серьезное внимание к личности ребенка, к защите его прав и свобод приводят к большей свободе его проявлений», - рассказала доцент кафедры психологии и педагогики детства ТюмГУ Людмила Федина.

Вместе с этим у современных дошкольников, представление о себе стало менее реалистично и больше ориентировано на культуру масс-медиа. Дети мечтают стать «звездами», блогерами, телеведущими. Это объясняется включенностью современных дошкольников в общение со средой посредством СМИ, интернета, рекламы. По словам педагогов, они раньше выходят за пределы семьи в своих ориентирах, стремятся войти в общество, стать его частью еще до того, как приходят в школу и реально сталкиваются со своей первой и новой социальной ролью. В то же время они слабо идентифицируют себя с социальными ролями. «Адекватное видение мира исчезает, поскольку реальным становится мир, транслируемый через информационные ресурсы. Взрослый, который задает направление развития ребенка, все больше подменяется искусственными источниками, - заключает Л. Федина. – Потому вопрос о границах формирования взрослой позиции в исследованиях сегодня открыт».

Дошкольники все также, как и 13 лет назад выделяют около 30 различных качеств и характеристик, объясняя экспериментатору, какие они. «Анализируя результаты опроса старших дошкольников разных лет, мы заметили, что для современных детей определение себя как «хорошего» более распространено, чем «доброго». В то время как в 2004 году эти приоритеты были обратными. Также опрошенные раньше дошкольники чуть реже считали себя «умными», «красивыми», «добрыми» и «хорошими», чем их современные сверстники. И напротив, несколько чаще отмечали у себя негативные качества, такие как «глупый», «трусливый», «злой» и видели себя «сильными» и «послушными», - рассказала Людмила Федина. Интересным оказался тот факт, что впервые в ответах дошкольников в 2017 году появляются обозначение своей национальной принадлежности (2,7 %), что может объясняться глобальными миграционными процессами в современном мире.

Примерно одинаково дошкольники разных поколений отмечают такие идентификационные характеристики, как имя, личные качества и характеристики, связанные с телом. Они выбирают похожие ориентиры для подражания, где значимую роль играют родители или близкие родственники. В качестве ориентира по-прежнему остаются герои мультфильмов, персонажи сказок и детских игрушек (16 - 10,8 %), родители, братья и сестры.

Вместе с тем, в рассказах о себе 10 лет назад дети чаще отмечали то, как они помогают другим. Сегодня дети говорят больше о себе, чувствуют свою исключительность. Социальные ориентиры становятся менее значимыми, о чем говорят аналогичные исследования наших коллег. Акценты в воспитании детей и влияния на них родителей и воспитателей явно изменились. Необходимо учитывать полученные результаты в педагогической деятельности для создания оптимальных условий развития личности ребенка, считают педагоги. 

Детали проведенного исследования описаны в статье «Динамика «образа Я» старших дошкольников (2004 и 2017: сравнительный анализ)». 



Источник:

Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ



Фото: m.bsn.ru

Рубрики:
Меню