«Вечные студенты» обнаружены среди представителей шести поколений

Социологи Тюменского госуниверситета изучили вовлеченность в неформальное образование людей разного возраста. В результате обнаружили «вечных студентов» среди представителей шести поколений.


В исследовании приняли участие жители Тюмени, Тобольска, Ишима и населенных пунктов юга Тюменской области. Среди них были представители так называемого мобилизационного поколения (старше 82 лет), поколения «оттепели» (сейчас им от 74 до 81 года), родившиеся после Второй мировой войны (им 53–73 года), представители реформенного поколения (39–52-летние), а также 20–38-летние миллениалы и рожденные в первые годы XXI века.

«Интерпретация результатов исследования практик неформального образования разных поколений позволила выделить общее и особенное в действиях их представителей. Особый интерес представил активный тип – «вечный студент», – рассказала доцент кафедры общей и экономической социологии ТюмГУ Галина Ефимова. –Представители этого типа с большим желанием занимаются саморазвитием, используют все возможности неформального образования, в том числе для расширения кругозора, профессиональной деятельности. Они готовы инвестировать в себя и своих детей, в свое образование и здоровье. Принцип «век живи – век учись» является лейтмотивом их жизни. Они любят учиться, видят отдачу от инвестиций в образование, в любом возрасте находят возможности для получения образования, имеют более высокий социально-профессиональный статус. Их профессиональная траектория отличается гибкостью».

«Вечные студенты» обнаружены среди представителей шести поколений
«Вечные студенты» обнаружены среди представителей шести поколений

По словам социолога, мотиваторы и демотиваторы к получению неформального образования связаны не только с личностными установками человека. Они во многом определяются социальным окружением, социально-культурной инфраструктурой (ее плотностью и функциональностью), а также предложениями на рынке образовательных услуг, их качеством, стоимостью и доступностью.

К примеру, среди студентов опыт самозанятости на основе неформального обучения связан с переводами текстов, работой с рекламными материалами, маркетинговыми услугами, реализацией проектов в IТ-сфере, репетиторством. При этом представители самого старшего поколения отметили, что их неформальное обучение – в освоении современных гаджетов.

«Тренд современной жизни – скорость обновления информации и интенсивность социальных преобразований. Чтобы оставаться конкурентоспособной личностью, человеку необходимо обновлять компетенции и навыки. Но нужно помнить, что должна ощущаться возможность реализации полученных знаний в профессиональной деятельности и востребованность на рынке труда», – заключила Г. Ефимова.

Исследование выполнялось при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках научного проекта № 19-011-00701 «Неформальное образование как фактор развития человеческого капитала» (руководитель: кандидат социологической наук Марина Кичерова).


Источник:

Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ

Рубрики:
Меню