Растет число мальчиков-дошкольников с избыточной массой тела

Педагоги ТюмГУ зафиксировали, что среди дошкольников растёт число мальчиков с избыточной массой тела и ожирением.  «Четырехлетний мониторинг среди дошкольников 6-7 лет в Тюмени показал, что количество мальчиков с избыточной массой тела увеличилось с 10 до 12%, с ожирением – с 4 до 5%. При этом не произошло увеличения количества девочек с избыточной массой тела и ожирением, но и не выявилась тенденция к уменьшению числа таких детей», - сообщила профессор кафедры гуманитарных и естественнонаучных основ физической культуры и спорта ТюмГУ Татьяна Завьялова. 

Она также отметила, что имеющиеся в настоящее время научные данные об особенностях физической подготовленности и показателях развития детей 6–7 лет с избыточной массой тела и ожирением представлены фрагментарно и недостаточны для определения педагогических путей оптимизации показателей физического здоровья и развития детей данной возрастной категории.

Результаты исследования в Тюмени показали, что наличие избыточного веса и ожирения у обследованных дошкольников не являлось препятствием в достижении высоких результатов развития двигательной и умственной сферы. По данным диагностики их среднегрупповые показатели имели несущественные отличия, а по некоторым показателям даже превосходили среднегрупповые показатели детей с нормальной массой тела. Исключение составили результаты выполнения беговых упражнений, с которыми дети с избыточной массой тела справлялись хуже, и результаты выполнения тестов на умственное развитие у девочек.

Растет число мальчиков-дошкольников с избыточной массой тела
Растет число мальчиков-дошкольников с избыточной массой тела

В процессе исследования измерялись масса тела, рост дошкольников 6–7 лет, рассчитывался индекс массы тела. Для определения физической подготовленности анализировались результаты выполнения контрольных испытаний (бег на 30 и 300 м, челночный бег 3×10 м, прыжок в длину с места, наклон вперёд из положения стоя на опоре, поднимание туловища в сед из положения лёжа на спине. У этих же дошкольников проводилась оценка умственного развития с помощью стандартизованных методик для изучения уровня развития восприятия («Эталоны», «Перцептивное моделирование»); наглядно-действенного мышления («Схематизация»), логического мышления («Систематизация»). Оказалось, что как у мальчиков, так и у девочек с массой тела, превышающей нормативные показатели, в среднем хуже развиты физические качества, определяемые по результатам выполнения беговых тестов (скоростные, общая выносливость). Преодолевать дистанции беговых упражнений им гораздо сложнее. Примечательно, что по отдельным параметрам (наклон вперёд у девочек, поднимание туловища у мальчиков и девочек, прыжок в длину и челночный бег у мальчиков) эти дети показали незначительное преимущество.

«Очевидно, что проблема избыточного веса в детском возрасте становится более актуальной для лиц мужского пола. Можно предположить, что это опосредовано общей тенденцией к распространению информационных технологий. Их активное освоение дошкольниками происходит на фоне неуклонного снижения двигательной активности. Обладая большей потребностью в двигательной активности на всех этапах возрастного развития, мальчики страдают от её неудовлетворения больше, чем девочки», - отметила заведующая кафедрой гуманитарных и естественнонаучных основ физической культуры и спорта Ирина Стародубцева. 

При анализе уровневых характеристик умственного развития детей с разной массой тела выявлены схожие данные между группами девочек. В то время как среди мальчиков с избыточной массой тела отсутствуют дети с низким уровнем умственного развития, гораздо больше детей с высоким уровнем умственного развития, чем в группе дошкольников с нормальной массой тела. Получается, что наличие ожирения не только не препятствует полноценному умственному развитию мальчиков дошкольного возраста, но и в какой-то степени благоприятствует ему. «Предполагаем, что мальчики с избыточной массой тела, испытывая затруднения в реализации двигательной активности, выбирают для себя более комфортные виды занятий - игры малой подвижности, развивающие настольные или компьютерные. Эти игры способствуют их умственному развитию на данном этапе в большей степени, чем активная двигательная деятельность у мальчиков с нормальной массой тела», - сказала И. Стародубцева.

По мнению учёных, полученные результаты нуждаются в дополнительной проверке устойчивости обнаруженных тенденций. 


Источник:

Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ

Фото: remontnick.ru

Рубрики:
Меню