Все внимание - на человеческое измерение трансформаций в вузах

Секция «Человеческое измерение трансформационных процессов в ведущих российских университетах» состоялась на всероссийской конференции «HR-тренд 2020. Порядок/беспорядок. Организация». На ней обсуждались происходящие сегодня в высшем образовании процессы и стоящие за ними вопросы, противоречия как в пространстве теорий и исследований, так и в пространстве практик университетского управления. 

Секция была организована и проведена в рамках выполнения гранта Российского научного фонда, проект № 19-18-00485 "Человеческое измерение трансформационных процессов в российских университетах: исторический опыт, тенденции и ответы на вызовы современности".

Заведующий кафедрой отечественной истории, руководитель исследовательского центра «Человек, природа, технологии» ТюмГУ Александр Сорокин сообщил, что результаты проекта позволяют на примере участников программы «5-100» изучить глубинные основания трансформационных процессов в университетах, которые проявляются в отношении и восприятии программы, изменениях в профессиональной идентичности, кадровой политике и мотивации, организационной культуры. 

"Мы собрали более 340 глубинных интервью, 180 диагностик организационной культуры среди преподавателей, научных сотрудников, руководства НИ ТГУ, ТюмГУ, СПбПУ, ИТМО. Планируем продолжить изучение участников проекта «5-100» и охватить не менее 1/3, а также включить в выборку участников новой программы стратегического академического лидерства, анонсированной Минобрнауки РФ", – сказал А. Сорокин. 

Комплексность и практическая значимость исследования заключаются не только в анализе существующего наличного состояния, но и исторической динамики исследуемых проблем с конца XIX века по настоящее время и составление прогноза на ближайшие десятилетия. Это позволит сформировать комплексное представление о закономерностях перемен, выявить значимые тенденции и спрогнозировать контуры будущей профессии.




Все внимание - на человеческое измерение трансформаций в вузах
Все внимание - на человеческое измерение трансформаций в вузах

Доклад доцента ТГУ, сотрудника сетевого исследовательского центра "Человек, природа, технологии" ТюмГУ Михаила Грибовского был посвящен тому, что вузовские преподаватели относят к сильным, а что – к слабым сторонам своей профессии. "Как показали материалы интервьюирования, сотрудники университетов высоко ценят факт участия вузов в проекте “5-100”, воспринимая это как фактор приближения к мировой планке развития науки. Большое значение университетскими преподавателями придается ценностям академической свободы, демократичной атмосфере, царящей в университете", – рассказал Грибовский. 

По словам исследователя, главным негативным обстоятельством своей профессии преподаватели вузов называют бюрократизацию, проявляющуюся в росте числа управленцев в вузах, рутине, “бумажно-отчетной” работе. Преподавателей и научных сотрудников беспокоит расширяющаяся практика введения краткосрочных трудовых контрактов и сокращения ставок. Материалы исследования будут полезны руководству и службам управления персоналом университетов при проведении работы по рекрутингу и удержанию кадров.

Доцент ТюмГУ Галина Ефимова подчеркнула, что трансформационные процессы в социально-экономической сфере России и нарастающие темпы обновления знаний вносят изменения в функционирование и управление системой высшего образования. Глубинные изменения и качество образования определяются преподавателями, уровнем их подготовки, наличием необходимых личностных характеристик и социально-профессиональных компетенций.

Трансформационные процессы, активно происходящие в российской высшей школе, отражаются на изменениях в профессии преподавателя. Исследование с применением качественного социологического метода – полуструктурированное интервью – позволило вскрыть глубинные основания изменений, барьеры и трудности в процессах смены и обновления компетенций вузовского преподавателя. Результаты исследований могут быть востребованы научно-педагогическими работниками вузов в построении их индивидуальных траекторий профессионального и личностного развития.

Андрей Латышев, и.о. проректора по персоналу и организационному развитию ТюмГУ, руководитель проекта Центр развития компетенций Западно-Сибирского НОЦ в своем выступлении показал, что проводимое на протяжении трех лет социологическое исследование различных аспектов удовлетворенности и вовлеченности персонала ТюмГУ, выявило высокое влиянии системных программ развития профессиональных компетенций всех категорий сотрудников на формирование высокой вовлеченности и удовлетворенности персонала вузов.

А. Латышев также сообщил, что были апробированы авторский алгоритм и целевая модель создания системных программ развития компетенций персонала вузов, ориентированных на повышение вовлеченности их участников в стратегические программы развития организации (на примере Школы академического превосходства ТюмГУ). Исследователи убедительно доказали, что внедрение таких программ с одновременным развитием системы мониторинга вовлеченности и удовлетворенности персонала, принятием алгоритма анализа результатов и последующим принятием на их основе решений по имплементации в систему управления новых форм материальной и нематериальной мотивации, других форм работы с персоналом, способно в перспективе существенно повысить производительность труда и академические результаты вуза, применяющего подобную модель.

Аспирант ТГУ Ирина Плешкевич представила доклад "Практики работы с человеческим капиталом на примере кадровой политики ТюмГУ и ТГУ". Она сообщила, что система управления человеческими ресурсами в исследованных университетах активно выстраивается. Это проявляется в новых способах подбора и отбора персонала («открытый отбор» в SAS), в формировании новых методов оценки сотрудников (система LAUNCH), а также в привлечении внимания к проблемам развития персонала (новые виды Школ для сотрудников). Также это проявляется в изменении мотивации: в ТюмГУ актуализируется финансовый мотив, хотя на данный момент в большей степени сотрудники работают, исходя из профессиональных интересов. В ТГУ преобладают психологические мотивы – особая атмосфера вуза. В ТюмГУ в большей степени можно наблюдать усиление административной модели развития HR, в ТГУ она начинает формироваться. "В целом нет конфликта между видением руководства, научно-педагогических работников, представителей HR-служб, хотя остаётся нерешенным вопрос о централизации или децентрализации системы управления человеческими ресурсами", – заключила Плешкевич.

Директор НОЦ Институт передовых технологий обучения ТГУ, сотрудник центра "Человек, природа, технологии" ТюмГУ Елена Другова внешними факторами трансформации кадровых политик университетов обозначила глобализацию, принципы неолиберальной экономики в образовании, корпоративизацию университетов, влияние глобальных рейтингов на образовательные политики стран и университетов. 

Как пояснила эксперт, обобщение результатов анализа кадровых политик и систем управления человеческими ресурсами трех ведущих российских университетов в рамках исследования выявило среднюю степень зрелости кадровых политик, реорганизацию кадровых структур, акцент на обновление кадрового состава, запрос на развитие управленцев, эксперименты с типологиями контрактов, а также поиск новых форм оценки разных категорий сотрудников, поддержку инициатив, «внутреннее предпринимательство», переход от культуры стабильности к конкуренции и мобильности, обострение вопроса академических свобод. Эти оставляющие также видятся принципиальными элементами формирующихся кадровых политик университетов.

Доцент ТГУ, сотрудник исследовательского центра "Человек, природа, технологии" ТюмГУ Наталья Гулиус в выступлении обратила внимание, что системные изменения в организации немыслимы без аналитического осмысления организационной культуры. А анализ изменений конфигурации организационной культуры, который позволяет отслеживать собственно трансформацию университетов, является конкурентным преимуществом не только в российском, но и в международном образовательном пространстве. По словам Гулиус, работа с организационной культурой в период изменений важна, так как позволяет рефлексивно отнестись к изменениям, которые декларируются; напомнить об истории, культуре, ценностях и положительном образе будущего; в конечном счете, является индикатором трансформации университета.

Отметим, что в комплексной диагностике участвуют ТюмГУ, НИ ТГУ, СпбГУ и ИТМО (во всех трех группах университетского сообществ: администрация, профессорско-преподавательский состав и обучающиеся). Диагностика университетов демонстрирует различные стратегии лидеров, и все они, так или иначе, связаны с новым представлением о «социальном капитале»: о доверии, о взаимосвязанности и взаимообусловленности, о фигуре «человека университетского», которому, в конечном счете, и предстоит воплотить декларируемые изменения в жизнь. 


Источник:
Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ
Рубрики:
Меню