Способность сопереживать оказалась зависимой от стажа работы

В ТюмГУ выяснили, что изменения выраженности компонентов эмпатии у учителей зависят от стажа работы в школе и имеют значимые связи с личностными проявлениями тревожности, склонности к переживанию отрицательных эмоций и синдрома эмоционального сгорания. Эмпатия – это способность чувствовать состояние другого человека, вставать на его позицию. Она важна, поскольку в условиях индивидуализации и психологизации образования особую актуальность приобретает эмоциональное поведение педагога в различных профессиональных ситуациях.


Исследование показало, что наиболее полно компоненты эмпатии представлены в группах педагогов со стажем 11-20 лет и более 21 года. Педагоги со стажем до 10 лет показали низкий уровень выраженности эмоционального и когнитивного уровня эмпатии. Это свидетельствует о недостаточности эмоционального и профессионального опыта.

Способность сопереживать оказалась зависимой от стажа работы
Способность сопереживать оказалась зависимой от стажа работы

«Эмпатия является субъективным фактором профессионального долголетия и сохранения интереса к личности обучающегося. У педагогов, имеющих большой стаж работы в школе, эмпатия выражена более полно. Это подтверждает значимость эмоционального и профессионального опыта в динамике эмпатических тенденций, – сообщила доцент Эльвира Кожевникова.

Исследователи также выяснили, что при выраженной ригидности (неспособности человека изменять характер, поведение и мышление в определенных ситуациях) снижается и эмпатический потенциал личности.

Как пояснила эксперт, эмоциональная вовлечённость учителя в процесс психолого-педагогического взаимодействия способствует развитию у него способности понимать индивидуальные особенности обучающихся. В рамках исследования обнаружилась интересная связь между эмпатической тенденцией и тенденцией к переживанию отрицательных эмоций: чем выше способность человека к сопереживанию, тем чаще он испытывает переживания вины, сожаления, неудовлетворённости. Это при определённых условиях приводит к эмоциональному истощению («сгоранию»).Такая зависимость проявилась во всех группах учителей, кроме учителей со стажем более 21 года.  


Источник:

Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ

Рубрики:
Меню