«Пересекая границы природы»: онлайн-школа ТюмГУ объединила исследователей разных стран

Завершилась летняя онлайн-школа «Переходя границы природы: антропоцен и окружающая среда в истории Северной Евразии». Проект сетевого исследовательского центра "Человек, природа, технологии" ТюмГУ объединил молодых исследователей из России и зарубежных стран.

"Как люди меняют планету? Чем «дикая», «девственная» природа, которую раньше пытались найти и защитить, отличается от окружающей среды, состояние которой определяется человеком? Эти вопросы уже давно покинули пределы естественных наук и все чаще привлекают к себе внимание историков, антропологов и социологов. Гуманитарные исследования взаимодействия общества и окружающей среды являются одним из основных научных направлений Центра «Человек, природа, технологии», который был основан в 2019 году в Тюменском университете. При этом важной составляющей научной работы являются не только сами исследования, но и взаимодействие с научным сообществом", – рассказал один из организаторов, старший научный сотрудник исследовательского центра Андрей Виноградов.

«Пересекая границы природы»: онлайн-школа ТюмГУ объединила исследователей разных стран
«Пересекая границы природы»: онлайн-школа ТюмГУ объединила исследователей разных стран

Участниками школы стали молодые ученые из городов России (Томск, Санкт-Петербург, Москва), США и Австрии. За несколько дней работы в рамках Школы также состоялись лекции видных специалистов по экологической истории России и Восточной Европы Дэвида Муна (Университет Йорка, Великобритания) и Виктора Пала (Университет Хельсинки, Финляндия). С лекцией о месте истории Сибири в экологической истории России выступил Михаил Рожанский.

Школа была посвящена проблемам изучения антропоцена и экологической истории в разнообразных аспектах. Доклады участников затрагивали широкий круг тем, от истории науки и ее пересечения с проблематикой экологии, советской и постсоветской индустрии и изучению ее с точки зрения гуманитарных дисциплин, заканчивая отражением вопросов экологии и антропогенного воздействия на природу в современном искусстве. Основной упор в работе Школы был сделан на работу с текстами участников, дискуссию, затрагивающую особенности постановки исследовательского вопроса в диссертационных проектах, работы с источниками и применимости тех или иных концепций, выработанных в рамках исторической экологии к анализу истории Сибири или Северной Евразии. 

Каждый из участников школы получал развернутые комментарии от экспертов: Елены Кочетковой, научной сотрудницы Лаборатории экологической и технологической истории НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, Романа Гильминтинова, докторанта Университета Дюка (США), Андрея Виноградова, научного сотрудника Центра «Человек, природа, технологии». Стоит отметить, что Школа, несмотря на все трудности и ограничения онлайн-формата, создала обстановку обсуждения среди близких коллег. Многие участники отметили, что им не хватало такой плодотворной дискуссии.

В рамках Школы прошли не только дискуссии о работах молодых ученых, но и лекции авторитетных специалистов по истории экологической политики в Восточной Европе, России, СССР. Профессор Университета Йорка (Великобритания) Дэвид Мун провел лекцию на тему своей новой книги, недавно опубликованной в Издательстве Кембриджского Университета. В своем выступлении профессор Мун показал, что евразийские степи, находившиеся в составе Российской империи и СССР, оказали огромное влияние на сельское хозяйство Великих равнин Северной Америки.

Лекция Михаила Рожанского затронула проблему понимания Сибири как единого пространства, его места в рамках России и Северной Евразии, освоения Сибири в имперский и советский период, роли сибирских ресурсов в развитии российской экономики.

Виктор Пал (Университет Хельсинки) в своей лекции сосредоточился на истории советского энвайронментализма в Венгрии времен Холодной войны. Он рассказал о том, как развивались в Венгрии советский и западный подходы к охране окружающей среды.

Также в рамках школы состоялся круглый стол “Anthropocene Now”, в котором участвовали такие специалисты по экологической истории, как Евгений Гололобов из СурГПУ, Юлия Лайус и Елена Кочеткова из НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, Марк Эли из Центра кавказских, центральноевропейских и евразийских исследований (Франция), Энди Бруно из Северного Иллинойского Университета (США). Дискуссия на круглом столе затрагивала вопросы взаимоотношения экологической и политической истории, институционализации исследований экологии, подходы и методы environmental humanities. 

"Школа стала важным мероприятием для нашего молодого Центра «Человек, природа, технологии». Она показала, что среди молодых исследователей-гуманитариев есть запрос на взаимодействие с научным коллективом, работающим на пересечении истории России/СССР и применяющим подходы экологической истории. Мы со своей стороны выражаем надежду, что Школа станет регулярным мероприятием ТюмГУ и важной международной площадкой рождения новых идей и исследовательских проектов", – сообщил сотрудник кафедры отечественной истории ТюмГУ Тимофей Раков.

Мероприятие реализовывалось в рамках гранта Российского научного фонда – проект № 20-68-46044 "Воображаемый антропоцен: производство и трансферы знания об окружающей среде в Западной Сибири в XX-XXI вв." и гранта РФФИ – проект 19-59-22008 "Развитие Западной Сибири в XIX - начале XXI вв.: социально-экологические аспекты".


Источник:

Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ


Рубрики:
Меню