Cоциологи определили, как вовлечены в неформальное образование представители разных поколений

Социологи ТюмГУ выявили специфику влияния практик неформального образования на человеческий капитал шести поколений современных россиян. Итоги исследования могут быть полезны тем, кто занимается разработкой и реализацией образовательных программ и просветительских проектов для разных категорий населения, а также специалистов в области управления человеческими ресурсами.


«Тренд современной жизни — высокая скорость обновления информации и интенсивность социальных преобразований. Чтобы оставаться конкурентоспособным, человеку необходимо обновлять компетенции и навыки. Неформальное образование становится наиболее мобильным способом решить эти задачи, позволяя быстро приобретать актуальные знания и опыт. Влияние неформального образования на человеческий капитал можно изучать под разными углами зрения, мы использовали поколенческий подход», — сообщила доцент ТюмГУ Марина Кичерова.

Cоциологи определили, как вовлечены в неформальное образование представители разных поколений
Cоциологи определили, как вовлечены в неформальное образование представители разных поколений

Исследование показало, что поколение центениалов (18 — 20 лет) ориентировано на перманентное обновление знаний. К неформальному образованию эти люди относятся утилитарно, стремятся сразу применить его на практике, в том числе для получения первого заработка. Им характерно соединение реальной и виртуальной жизни. Выстраивая индивидуальный образовательный маршрут, они хотят учиться легко и с удовольствием, применяя для этого весь арсенал неформального образования.

Поколению миллениалов (20−38 лет) неформальное образование позволяет компенсировать вызовы неустойчивой занятости, добиваться профессионального развития, мобильности. Лишь освоив некоторые навыки, они сами становятся наставниками, провайдерами неформального образования, проводя мастер-классы, видеоуроки. Они быстро учатся и действуют. Их запросы в сфере неформального образования обширны, связаны преимущественно с профессиональными навыками, цифровыми компетенциями, практической работой в онлайн-среде.

А вот представителям реформенного поколения (39−52 лет) важно находиться в курсе событий, соответствовать требованиям рабочего места. Освоение компьютерных технологий они реализуют через самообразование и обучение на рабочем месте.

Серия фокус-групп (групповые интервью) показали, что для поколения оттепели и мобилизационного поколения в неформальном образовании важны доступность и простота. Как пояснили социологи, уровень цифровой грамотности этих поколений не позволяет им свободно пользоваться открытыми образовательными онлайн-ресурсами, даже смартфоны они используют преимущественно для связи с родственниками или друзьями. Впрочем, многие пожилые люди сохраняют активный интерес к учебе, установки на общественно-полезную деятельность. Свой познавательный интерес они реализуют в университетах «третьего возраста», где среди прочего изучают правовую и финансовую грамотность. Однако, по мнению экспертов, человеческий капитал старших поколений не используется в полной мере, имеющийся у них опыт и знания не находят должного применения в продуктивной экономической деятельности.

«Восполнение цифровых навыков старших поколений могло бы существенно обогатить человеческий капитал. Эффективным для них является обучение в малых и семейных группах, так называемое парное обучение", — рассказала доцент Галина Ефимова.

Исследование выполнено при поддержке РФФИ в рамках проекта № 19-011-00701 «Неформальное образование как фактор развития человеческого капитала». Социологи намерены продолжить изучение неформального образования разных поколений, сфокусировавшись на процессах реинжиниринга образовательной инфраструктуры, инструментах оценки и признания компетенций такого образования.


Источник:

Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ

Рубрики:
Меню