Цифровой след показал профессиональную компетентность студентов

Сотрудники ТюмГУ разработали новый подход диагностики уровня профессиональной компетентности выпускников ИТ-направлений. Он основан на анализе данных цифрового следа студента, содержании соответствующей образовательной программы и актуальных запросах рынка труда. Исследование проводилось при поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-37-51028.


«Диагностика профессиональной подготовки студентов ИТ-направлений приобретает особую значимость в связи с высокой потребностью в кадрах для цифровой экономики. При этом динамичность современного рынка труда диктует своевременную адаптацию и даже пересмотр структуры образовательной программы и содержания учебных дисциплин», – отметила и.о. директора Института математики и компьютерных наук ТюмГУ Марина Воробьева.

«Наш подход позволил оценить актуальность образовательной программы в целом и уровень профессиональной подготовки каждого студента на основе объективных данных. Результаты были использованы для корректировки содержания базовых курсов и включения в учебный план новых элективных дисциплин», – сообщила профессор Ирина Захарова.

Цифровой след показал профессиональную компетентность студентов
Цифровой след показал профессиональную компетентность студентов

Как пояснили эксперты, различные стороны образовательной деятельности студента, в том числе развитие его профессиональной компетентности, можно проанализировать, опираясь на данные цифрового следа.

Цифровой след - это постоянно пополняемый набор данных, включающий как значения традиционных показателей (различные аттестации, посещение занятий и т. д.), так и тексты, созданные самими студентами. В их числе рефераты и обзоры литературы, курсовые, отчеты по практикам, описания проектов, выпускные квалификационные работы, эссе и мотивационные письма на конкурсы. Именно из этих текстов (по сути, контента расширенного электронного портфолио) современные методы анализа данных позволяют извлечь объективную информацию для диагностики профессиональной компетентности выпускника и выявить факторы, которые повлияли на ее формирование.

В рамках исследования сотрудники ТюмГУ разработали методику соотнесения разных показателей с требованиями работодателей, отраженными в текстах вакансий. Диагностика тестировалась на основании текстов рабочих программ для ИТ-направлений бакалавриата и специалитета, 542 выпускных квалификационных работ по этим направлениям, 879 описаний требований к вакансиям и информации о трудоустройстве выпускников. По результатам исследования был разработан инструмент для автоматизированного сопоставления результатов освоения образовательных программ и их содержания с требованиями рынка труда.

В Институте математики и компьютерных наук ТюмГУ планируют развить этот подход для сопровождения индивидуальных образовательных траекторий на основе динамической оценки развития профессиональных и личностных качеств студента с использованием полных данных цифрового следа.

«Для студента цифровой след помогает узнать уровень своих знаний и навыков в различных областях обучения, а также понять, насколько он прогрессирует в процессе обучения как лично, так и относительно группы, в которой он обучается, - сказал магистрант программы «Разработка технологий Интернета вещей и больших данных» Давид Шенгелия. - Данная информация ориентирует студента на направления обучения, которым ему стоит уделить внимание для получения новых знаний и компетенций по ним и, как следствие, применять их для своего развития».

Как сообщила и.о. проректора по образовательной деятельности ТюмГУ Елена Тумакова, использование подобных цифровых инструментов принципиально меняет культуру качества образования, позволяет оперативно адаптировать образовательные программы к стремительно меняющейся среде, учитывать новые возможности рынка и реагировать на запросы внешних стейкхолдеров.


Источник:

Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ


Фото: ua.interfax.com.ua

Рубрики:
Меню