Выявлены угрозы для растений, включенных в региональные Красные книги России

Наибольшую опасность представляют нарушение среды обитания, выпас скота, урбанизация и нарушение гидрологического режима.

Выявлены угрозы для растений, включенных в региональные Красные книги России

Статья совместной команды учёных ТюмГУ и Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва была опубликована on-line 28 мая в журнале «Biodiversity and Conservation» (Q1).

Научные сотрудники лаборатории экофизиологии растений и экспериментальной фитоэкологии Института X-BIO ТюмГУ Анатолий Хапугин (руководитель исследовательской группы биологических инвазий) и Игорь Кузьмин совместно с профессором Мордовского университета Татьяной Силаевой на основании 59 актуальных, т.е. изданных или переизданных за последние 10 лет, Красных книг регионов России оценили антропогенные факторы с точки зрения их угрозы для видов растений, охраняемых на региональном уровне. Было обнаружено, что Красные книги 59 регионов России в общей сложности содержат 3390 таксонов, принадлежащих к 152 семействам и 869 родам. Из 12 антропогенных факторов, способных привести к исчезновению популяций редких видов, нарушение среды обитания (16.5%), выпас скота (14.6%), урбанизация (13.5%) и нарушение гидрологического режима (10.8%) представляют наибольшую угрозу. Кроме того, было обнаружено, что в определенной степени географическое положение региона коррелирует с факторами (угрозами), приводящими к исчезновению видов растений, включенных в региональные Красные книги. Было рекомендовано продолжить более детальное исследование для выявления факторов, которые приводят или привели к исчезновению видов растений в России как обширной и очень разнообразной стране Евразии.

Ранее Анатолием Хапугиным с соавторами было установлено, что в эпоху антропоцена вымирание растений на планете ускорилось в 350 раз, что ставит острые вопросы о сохранении устойчивости целых экосистем и будущем человечества. Как известно, вымирание одного вида растений приводит к каскадному вымиранию множества других организмов, находящихся в тесной, нередко неразрывной связи с растением. При этом огромное разнообразие живых организмов на Земле остается до сих пор неизвестным для науки, и ученые-систематики ежегодно описывают множество новых видов. Многие из видов живых организмов на планете уже обречены на вымирание.

Цитата: Khapugin, A.A., Kuzmin, I.V. & Silaeva, T.B. 2020. Anthropogenic drivers leading to regional extinction of threatened plants: insights from regional Red Data Books of Russia // Biodiversity and Conservation. DOI: 10.1007/s10531-020-02000-x