Ученые разобрались с проблемами перевода понятий в политической теории Бодена

Историки выяснили, что различие в понимании боденовских понятий «семья» и «домохозяйство» заключается не только в обладании собственностью и законодательном закреплении этого права.
Ученые разобрались с проблемами перевода понятий в политической теории Бодена
Ученые разобрались с проблемами перевода понятий в политической теории Бодена

Историки ТюмГУ выяснили, что различие в понимании боденовских famille и ménage заключается не только в обладании собственностью и законодательном закреплении этого права, но и в том, что домохозяйство выступает как основа Республики, формирующая новое для политической мысли XVI века понятие «суверенитет», появление и закрепление которого стало началом модерного государства в Европе и за ее пределами. 

Политические и правовые воззрения французского юриста и государствоведа Жана Бодена (1530–1596) традиционно вызывают интерес исследователей с момента выхода его первого большого политического трактата «Шесть книг о Республике» в 1576 году. Они остаются объектом исследования и для современных авторов, которые находят здесь новые области изучения.

«Главный политический труд Бодена – "Шесть книг о Республике" – до сих пор не переведен полностью на русский язык. Мы имеем только фрагментарные переводы, – рассказала заведующая кафедрой новой истории и мировой политики ТюмГУ Гульнара Баязитова. – Целью нашего исследования было определить, что вкладывает Боден в понятия famille/ménage, и проанализировать, как они соотносятся друг с другом и какую смысловую нагрузку несут в его политико-философских построениях, почему Боден начинает говорить о Республике/государстве с определения этого понятия? В качестве источника мы использовали издание на французском языке 1579 года, дополненное статьей о суверенитете, а также латинское издание 1591 года, переведенное самим Боденом. В основе исследования лежит методология Кембриджской школы исследования политических понятий, согласно которой политические термины изучаются в историческом контексте, что нередко приводит к различному смысловому наполнению одних и тех же политических терминов в разные исторические периоды».боден.jpg

Трактат «Шесть книг о Республике» стал важной вехой в становлении представлений о модерном государстве, поскольку ввел в политический язык понятие «суверенитет» и сформулировал пять основных признаков суверенитета как возможности реализации следующих прав: назначать магистратов; принимать, отменять и обнародовать законы; объявлять войну и заключать мир; выступать высшей судебной инстанцией для граждан; карать и миловать. Именно Боден одним из первых европейских мыслителей дал обоснование количественной теории денег, показав в своем трактате взаимозависимость политической конъюнктуры и экономического благополучия государства. 

«Можно с уверенностью сказать, что наличие разных терминов для обозначения такого явления, как "семья"/"домохозяйство", в политической теории Жана Бодена объясняется не только исторически сложившимися особенностями развития французского языка, но и наличием сразу нескольких традиций, которыми воспользовался Боден для обоснования того, что же такое семья и домохозяйство в республике, которую он описывает. Эти традиции имеют разную временную длительность, но являются репрезентативными для самого мыслителя: древнееврейская, древнегреческая, древнеримская, а также христианская традиция, о которой не упоминает сам мыслитель, говоря о домохозяйстве, но которая появится в последующих главах текста "Шести книг", поскольку божественный и естественный закон отправляет нас прямиком к томистской традиции иерархизации высших законов. Другим важным поводом обращения Бодена к теме определения понятия домохозяйства является политический контекст второй половины XVI века с его спорами о верховной власти и ее пределах. Боден встраивает актуальный спор о королевском домене в теоретические рамки политической традиции», – заключает историк.

«Мы можем констатировать процесс движения к усложнению терминов. Семья (famille), состоящая из главы семейства (домовладыки), его жены, детей и рабов, которые образуют домохозяйство (ménage), занимается самовоспроизводством. Домохозяйство – это не просто экономическая структура или часть политической системы, это существование отдельных людей, семьи в рамках сложных общественных, имущественных и правовых отношений. В определенный период времени и исследований произошло упрощение терминологии, это было связано с различными процессами, протекавшими в обществе и отражавшимися на переводе источников», – пояснила эксперт.

В настоящее время историки обращаются к новым переводам, чтобы понять, что стояло за теми или иными понятиями, почему они использовались именно в такой конфигурации. 


Источник:

Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ

Фото: Википедия

Рубрики:
Меню