Исследования и разработки Института X-BIO продемонстрированы заместителю Председателя Правительства РФ

В ходе визита в Тюменскую область заместитель Председателя Правительства РФ Татьяна Голикова в сопровождении министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова, губернатора Тюменской области Александра Моора, губернатора ЯНАО Дмитрия Артюхова познакомилась с исследованиями и разработками Института X-BIO ТюмГУ по приоритетному направлению деятельности Западно-Сибирского межрегионального НОЦ «Биологическая безопасность человека, животных и растений».

Пандемия, вызванная новым коронавирусом SARS-CoV-2, актуализировала работу исследователей X-BIO. Среди проектов, продемонстрированных гостям, - разработка технологии 2D-аэрозоля на основе исследований мирового уровня в области микромасштабной гидродинамики и теплофизики под руководством доктора технических наук Александра Федорца. Новая технология позволяет проводить прямые наблюдения за микроорганизмами в микрокаплях, управляемо левитирующих в газовой среде. Таким образом, учёные получили в руки инструмент исследований воздушно-капельного пути передачи возбудителей инфекционных заболеваний. Проблема сохранения целостности вирусов в аэрозолях нашла отражения в нескольких работах коллектива, опубликованных в 2020 году в ведущих международных журналах.

Другой перспективный проект НОЦ в Институте X-BIO – разработка интегральных биоаналитических систем. Руководитель проектной группы Дмитрий Андреев, PhD по биоаналитической химии, рассказал о перспективах использования биочипов, в том числе для экспресс-диагностики инфекционных заболеваний.

Интерес вызвали результаты поиска пептидов, перспективных для разработки новых биопестицидов для растениеводов, а также антибиотиков в медицине и ветеринарии. Совместно с партнёрами из академических институтов Москвы и Санкт-Петербурга лабораторией антимикробной резистентности X-BIO под руководством кандидата биологических наук Алексея Васильченко получены прототипы биопестицидов, проведены тесты на специфическую и неспецифическую токсичность новых препаратов.

Делегацию проинформировали о ходе работ 2020 года по поиску и культивированию новых клещей-энтомофагов для защиты растений. Проведены многочисленные экспедиции в различных регионах России, обнаружены новые, перспективные виды хищных клещей, способных контролировать численность вредных членистоногих.

Была продемонстрирована современная приборная база Института X-BIO, позволяющая выполнять исследования на высоком мировом уровне: электронные, зондовые и оптические микроскопы, комплексы оборудования для решения задач в области микрофлюидики, в том числе оригинальные, не имеющие аналогов приборы и инструменты, разработанные в Институте X-BIO.  В 2020 г. для решения задач НОЦ были существенно усилены вычислительные мощности университета, закуплены суперкомпьютеры для работы с геномной информацией.

IMG-20201009-WA0003.jpg

Научный потенциал X-BIO позволил открыть две магистерские программы «Биобезопасность растений» совместно с Всероссийским институтом защиты растений и «Математическая биология и биоинформатика» совместно с НИИ биомедицинской химии им.В.Н.Ореховича, а также программы подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре по профилям «энтомология», «микология» и «почвоведение».

По итогам визита в ТюмГУ вице-премьер Татьяна Голикова отметила высокую долю молодых исследователей в X-BIO, участвующих в проектах по тематике биобезопасности. Это свидетельство того, что в Институте X-BIO может быть в ближайшие годы создан мощный научно-исследовательский центр мирового уровня в области наук о жизни.