Антропошкола: наука, образование, общество

Решением ученого совета в мае 2021 г. в Тюменском университете было организовано новое научно-образовательное подразделение – школа исследований окружающей среды и общества, сокращенное название – Антропошкола. Сегодня мы расскажем подробнее об этом институте.

Антропошкола: наука, образование, общество
Антропошкола: наука, образование, общество

Цель Антропошколы – формирование научного знания, необходимого для выстраивания эффективного взаимодействия между обществом и окружающей средой, развитие Антропошколы как международного академического хаба. Новое подразделение стремится способствовать развитию публикационной и грантовой активности сотрудников ТюмГУ в области исследований общества и окружающей среды, развитию междисциплинарных образовательных проектов в логике «2+2+2», а также программ дополнительного образования.

«Тюменский государственный университет делает ставку на развитие передовых исследований и образовательных программ на стыке разных дисциплин в соответствии с мировой научной повесткой и приоритетами научно-технического развития РФ. Коллектив Антропошколы имеет солидный портфель грантовых проектов и ставит высокие, амбициозные задачи, которые соответствуют ключевым приоритетам развития университета», – отметил ректор ТюмГУ Иван Романчук.

Тюменский государственный университет выстраивает свое развитие в соответствии с мировым научным фронтиром, формирует максимально эффективную среду для организации актуальных исследований и привлечения ведущих специалистов по ключевым направлениям исследований. В связи с прогрессирующим изменением климата и нарастающей антропогенной нагрузкой на экосистемы, одним из наиболее актуальных исследовательских направлений на сегодняшний день является взаимодействие между обществом и окружающей средой.

Изменение климата, частые экологические кризисы в стране и мире – черты антропоцена, периода в истории планеты, который характеризуется определяющим влиянием человека на ее климат и экосистемы. Антропоцен является предметом, требующим изучения как с естественнонаучной, так и с социо-гуманитарной перспективы, содержащим в себе множество неизученных проблем и вызовов, - актуализирует Александр Сорокин, директор Школы. - Деятельность Антропошколы направлена на создание научно-исследовательского центра мирового уровня, предлагающего объяснение причин и разработку моделей взаимодействия общества и окружающей среды в эпоху антропоцена. 

Предполагается институционализация проблемного поля исследований антропоцена в России посредством создания ассоциации и издания тематического журнала. Кроме этого, подразделение стремится создать научную школу по гуманитарным исследованиям окружающей среды".

Следуя принципам открытости и включенности в развитие города и региона, деятельность Антропошколы направлена на активизацию экспертной и консультационной функций университета, изучение социальных эффектов и последствий взаимодействия общества и окружающей среды в эпоху антропоцена (экологическая мобильность, экологическая миграция, экологические конфликты), что содействует снижению рисков возникновения неблагоприятных последствий изменения экосистем для реального сектора экономики и населения макрорегиона.

Создание Антропошколы – это часть глобальной академической практики создания институций, соединяющих образовательные и исследовательские функции на стыке социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин в области совместного изучения общества и окружающей среды. Примерами являются международные научные центры, специализирующиеся на исследованиях в области экологических гуманитарных наук: центр Рэйчел Карсон, Университета Людвига-Максимилиана в Мюнхене; школа экологических гуманитарных наук при Университете Осло; центр экологической истории при Университете Таллина; лаборатория экологических гуманитарных наук при Королевском технологическом институте (Стокгольм); центр экологической истории при Университете Пекина и др. Стоит отметить, что с большинством из этих институций коллектив Антропошколы ТюмГУ установил продуктивное взаимодействие.

Исследовательская работа Антропошколы Тюменскогго госуниверситета будет опираться на широкую сеть отечественных и зарубежных исследовательских центров. Отсюда такие задачи, как развитие междисциплинарных коллабораций, расширение сетей международного сотрудничества и привлечение финансирования со стороны международных фондов («белый список»).

Исследовательская деятельность будет связана с требованиями Министерства науки и высшего образования РФ. Основные направления: влияние социально-экологических факторов на развитие макрорегиона, анализ путей и предотвращение экологических конфликтов в городе и регионе, изучение антропологических методов с помощью пользовательского опыта и разработка на его основе рекомендаций и проектов для развития существующих природно-туристических объектов. Уже сейчас налажены контакты с лабораторией экологической и технологической истории и ИГИТИ НИУ ВШЭ, Центром STS Европейского университета в Санкт-Петербурге, Школой Арктического дизайна, НИЦ «Экология» СО РАН, PAST Центром НИ ТГУ, Центром исследований общества и окружающей среды им. Рэйчел Карсон, Европейского общества экологической истории (ESEH), Университетов Уппсалы (Швеция), Содертерна (Швеция), Северного Иллинойса (США), национальным центром научных исследований Франции.

Сотрудничество с названными лабораториями и центрами планируется в нескольких формах:

● обмен студентами и научно-педагогическими работниками; проведение совместных конференций и семинаров;

●совместная работа над грантовыми заявками и публикацией результатов исследований, проведенных в рамках международных коллабораций;

●вовлечение иностранных экспертов и партнеров в реализацию и разработку совместных образовательных программ.

Антропошкола станет полигоном реализации новой образовательной модели ТюмГУ «2+2+2». На базе Школы будут разработаны и предложены новые образовательные программы на уровнях бакалавриата и магистратуры. Основная цель образовательной деятельности Антропошколы – формирование нового поколения исследователей и практиков, совмещающих гуманитарные и естественнонаучные подходы к проблематике взаимовлияния окружающей среды и общества, учитывающих в своей деятельности вызовы новой геологической эпохи – антропоцена. Схема образования: первая ступень (2 года) — CORE, включая новые элективы, научно-образовательные проекты в рамках исследовательского трека. Вторая ступень (+ 2 года) — MAJOR «Общество и окружающая среда» и «Антропология пространств». Предполагается открытие двух магистратур – Environmental Humanities и Social Environment Northern Studies (SENS). 

Источник:

Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ


Рубрики:
Меню