Неизвестные факты из истории классического образования в Сибирских Афинах исследуют ученые ТюмГУ

Доктор исторических наук Марина Лаптева рассказывает о классическом образовании в Тобольске
Неизвестные факты из истории классического образования в Сибирских Афинах исследуют ученые ТюмГУ
Неизвестные факты из истории классического образования в Сибирских Афинах исследуют ученые ТюмГУ

Продолжаем цикл интервью с учеными ТюмГУ – победителями конкурса лучших проектов фундаментальных научных исследований. Конкурс совместно проводили Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) и Правительство Тюменской области. Сегодня наш гость – доктор исторических наук, профессор кафедры истории, права, социально-экономических дисциплин и методик преподавания филиала ТюмГУ Тобольского педагогического института им. Д. И. Менделеева Марина Лаптева. Тема гранта группы ученых, которую она возглавляет – «Сибирские Афины: классическое образование в Тобольской губернии (1789–1919 гг.)»

– Марина Юрьевна, есть ли предыстория у вашего гранта?

– В Тобольском педагогическом институте я преподаю историю древнего мира и классические языки с 1982 г. Я – выпускница Уральского (в настоящее время – Уральского федерального) университета, училась в аспирантуре и докторантуре при кафедре истории Древней Греции и Рима Санкт-Петербургского университета. Область моих научных интересов – история и культура восточногреческих (ионийских) полисов. В Санкт-Петербурге я защищала кандидатскую и докторскую диссертации. Работая в Тобольске, я всегда ощущала свою автономность, оторванность от корпорации коллег, от ведущих антиковедческих центров России, а свои научные интересы невостребованными в Сибири и сибирском вузе.

Но со временем, когда я полюбила Тобольск и стала интересоваться его историей, ко мне пришло понимание, что диалог с античностью, рецепция его культурного наследия возможны и в этом сибирском городе с его богатой историей. Наш исторический факультет находился до 2015 г. в здании мужской классической гимназии, построенной в неоклассическом стиле архитектором Павлом Нарановичем. Там же располагался Музей народного образования Тюменской области, посещая который я вдруг ощутила органическую связь между своими научными интересами и местом своей жизни и работы. Так появился замысел изучить историю образовательной рецепции античности на сибирской почве, классического образования Тобольской губернии.

Я стала интересоваться историей классического образования в Тобольске (которое развивалось преимущественно в стенах мужской гимназии), отдельные его яркие эпизоды, связанные с преподавательской деятельностью Петра Ершова (гимназический театр), с судьбой пожертвований Павла Демидова на открытие университета в Тобольске, принимала участие, как преподаватель латинского языка, в возрождении классического образования в гимназии № 10, директором которой был Николай Лицман.

Постепенно сложился небольшой коллектив собеседников и единомышленников: кандидаты исторических наук Галина Скачкова, Александр Валитов, кандидат филологических наук Дарья Федотова, преподаватель Тобольской духовной семинарии кандидат филологических наук Петр Шитиков, доктор исторических наук Вячеслав Софронов. Научные интересы моих коллег связаны с историей Тобольска и Сибири, народного образования Тобольской губернии и Западной Сибири. Оставалось сфокусировать наши интересы на изучении сибирского классицизма.thumb_8603_article_middle.jpeg

Участники поддержанного грантового проекта сосредоточились на исследовании неизученных или недостаточно полно исследованных периодов и сторон сибирского классицизма: истории Главного народного училища (1789–1810 гг.), предшественника классической гимназии, истории мужской классической гимназии периода 1892–1919 гг, на организации и содержании образовательного процесса, участии гимназистов и учителей в жизни города; на обсуждении проектов реформ народного образования. Мы будем изучать биографии учителей и выпускников классической гимназии, особенно тех, чей труд послужил делу процветания Сибири и России в целом.

Специфика российского гимназического образования (и сибирского в том числе) была в том, что у его истоков стояли лица духовного образования и звания, семинаристы, выпускники духовных академий, которые, получив по проекту Комиссии об учреждении народных училищ во главе с императрицей Екатериной II, дополнительное образование в учительской семинарии Санкт-Петербурга, стали учителями первых светских средних учебных заведений России – Главных народных училищ. В 1789 г. такое четырёхклассное училище было открыто в Тобольске. Его учителями стали четверо молодых людей, которые помимо учебных и административных обязанностей издавали журнал «Иртыш, превращающийся в Ипокрену», развивая собственные и своих учеников литературные вкусы и мастерство.

В начале ХIХ в. народное училище было преобразовано в классическую гимназию. В ней продолжали до конца жизни работать двое из первых учителей. Здесь же служил отец Дмитрия Менделеева Иван Менделеев, учился и работал Петр Ершов (первые два месяца своей службы – преподавателем латинского языка). Гимназия связана не только с именами Менделеева и Ершова. В ней учились многие другие известные сибирские ученые, просветители и общественные деятели. Трудами гимназистов, учителей, выпускников гимназии, их энтузиазмом создавались публичные библиотеки, научные общества, губернский музей, городской театр. Это тоже будет предметом нашего изучения. Итогом нашей работы станет монография по истории классического образования в Тобольской губернии, серия статей, выставки и конференции в Музее народного образования.

– Любопытно, почему проект называется «Сибирские Афины»?

– Чаще эта метафора употребляется в отношении Томска и Томского университета, но у Тобольска также есть все основания считаться Сибирскими Афинами. Меня утвердили в этой мысли мои коллеги. Одна из них, Ариадна Шарнина, восхищаясь Тобольском, восклицала: «Это же настоящие Афины! Вот он Акрополь, вот – ремесленный посад, и здесь же, у подножия кремля – два здания классической гимназии, колыбели сибирского классического образования. А тобольская интеллигенция – это же настоящий гражданский коллектив, греческий полис!» Последствия сибирского классического образования были ощутимы и для России, и для мира, ведь Ершов и Менделеев – личности мирового масштаба.

– Расскажите о тех, кто входит в Вашу рабочую группу.

– Прежде всего, Галина Константиновна Скачкова, директор Музея народного образования Тюменской области. Галина Константиновна – хранительница богатейших фондов нашего музея народного образования, бывшего здания классической гимназии. В музее проходят конференции, выставки к 100-летию здания гимназии и другим памятным датам, создается сайт музея. Второй член рабочей группы – Маргарита Степановна Выхристюк, доктор филологических наук. Она изучает деловые документы конца XVIII в., библиотеку гимназии, журнал «Иртыш, превращающийся в Ипокрену». Петр Михайлович Шитиков – выпускник Тобольской духовной семинарии и Тобольского педагогического института, кандидат филологических наук. Сейчас он доцент кафедры филологического образования. Кандидат филологических наук, историк по первому образованию, Дарья Юрьевна Федотова. Она – старший научный сотрудник Тобольской комплексной научной станции, филиала Уральской академии наук.

– Что можно сказать о научной актуальности изучения истории классического образования в Сибири, есть ли в этом практическая польза для мировой науки?

– Думаю, несомненно есть. Когда летом 2019 г. часть участников нашей исследовательской группы как члены Российской ассоциации антиковедов, принимали участие в Лондонской конференции Ассоциации антиковедов мира (FIEC / CA 2019), мы слушали доклад директора издательства «Грютер» Харрисона «Reception Studies: The trendiest of the Trends in Classics». То есть исследования рецепции античности, в нашем случае рецепции классического образования – тренд из трендов современного антиковедения. И это укрепляет нашу уверенность в том, что мы на правильном пути. Классические исследования важны для любого современного университета.

Источник:

Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ

Рубрики:
Меню