Поколению Альфа потребуется индивидуальное образование

Новое поколение будет постоянно приобретать новые навыки или менять вид деятельности. Почему? И как их готовить к такой жизни?
Поколению Альфа потребуется индивидуальное образование
Поколению Альфа потребуется индивидуальное образование

К поколению Альфа относятся дети, которые родились с 2010 года. Именно в 2010 году появился Instagram. У многих в 3-5 лет есть свои личные гаджеты и даже аккаунты в соцсетях. Поколение растет крайне индивидуализированным, потому что они видят как соцсети и весь контент интернета подстраивается под их запросы и обеспечивает их необходимой информацией. Вместе с тем продолжается период неопределенности. Мир  меняется так быстро, что совершенно непонятно, чему и как их нужно учить. Есть мнение, что людям А придется интуитивно догадываться, какими навыками нужно обладать, чтобы преуспеть в будущем. Этому поколению придется постоянно приобретать новые навыки или даже менять род деятельности, потому что их успех будет зависеть от понимания ситуации и быстрого включения в процесс. По некоторым прогнозам, за свою жизнь ребенок поколения А будет менять 5-6 видов деятельности. При этом аналитики считают, что новое поколение будет весьма образованным за счет самообучения и самообразования.

Действительно, поколение Альфа готовится к жизни в мире, где многие профессиональные навыки (hard skills) устаревают быстрее, чем успевают появиться длительные учебные программы по их формированию. Поэтому для этого поколения наиболее востребованными будут так называемые «гибкие навыки» (soft skills) – универсальные, позволяющие быстро осваивать любые профессии и быть эффективными в различных видах деятельности. В первую очередь к таким навыкам относится как раз адаптивность. Остальные soft skills можно «упаковать» в несколько ключевых блоков: коммуникативные навыки (умение устанавливать контакт и эффективно взаимодействовать с любым человеком или группой, эмоциональный интеллект, способность к эффективной групповой работе, лидерство и навыки управления и т.д.), навыки мышления и работы с информацией (логическое и системное мышление, креативность, критичность восприятия, анализ информации и т.д.), цифровые навыки (не просто умение взаимодействовать с конкретными гаджетами и программами, а способность быстро осваивать новые технологии), навыки саморегуляции и самоорганизации (планирование собственной жизни, способность самостоятельно ставить цели, в том числе цели саморазвития и карьеры, стресс- и тайм-менеджмент и т.д.). В этом контексте именно индивидуализация образования позволит научить «новых» студентов самостоятельно строить не только собственную профессиональную, но и жизненную траекторию, – комментирует кандидат исторических наук, доцент, директор Института психологии и педагогики ТюмГУ Людмила Волосникова.

Обеспечить поколение А необходимыми ресурсами и механизмами для самообучения – задача современного университета на самую ближайшую перспективу. Поэтому очень важно начинать отрабатывать эти механизмы, подготавливаться к запросам нового поколения. Индивидуализация образования, которая проходит в ТюмГУ,  является  ответом на этот вызов, апробацией персонализированного обучения.

Для нас важно, чтобы студент, приближающийся к университетскому возрасту представитель поколения A, умел заниматься самостоятельным творчеством и проектной работой с экспертами в своем деле, поэтому отдельное внимание уделено сегодня в ТюмГУ замещению части аудиторных занятий онлайн-курсами наиболее талантливых преподавателей, а в идеале и переходу к игровому режиму преподавания. Автоматизация учебного процесса также работает на отмеченный результат в медиатехническом плане. Мы уже сейчас стремимся удовлетворить естественную для Альфа-студента потребность иметь все на дисплее своего мобильного устройства с удобным интерфейсом, нами оцифровано большинство учебно-образовательных процессов от расписания до постоянной связи с преподавателем, – подчеркивает доктор философских наук, директор Института социально-гуманитарных наук Игорь Чубаров. – Индивидуализацию образования как новую стратегию изменения учебных процессов в ТюмГУ не следует путать с кастомизацией товаров и услуг на потребительском рынке дизайнерской настройкой традиционного товара под традиционный же набор потребностей населения. Наша программа в этом смысле не сводится лишь к удовлетворению запросов недавнего школьника, это скорее формирование у будущего универсального специалиста сложной и в прямом смысле индивидуальной «машины желаний» создания условий для самой возможности свободно и критически выбирать предлагаемые нашими учебными программами предметы и дисциплины. 

 

Источник:

Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ


Читайте также
Меню