В ТюмГУ названы победители первого конкурса философской фотографии

В ТюмГУ прошел нестандартный и необыкновенно интересный конкурс – философской фотографии. Название конкурса уже говорит за себя – «Вижу (не)понимаю». Организаторы – Институт социально-гуманитарных наук ТюмГУ и социальная площадка Центр новой философии. Девиз конкурса – «Везде философия». О том, как инициировалось событие, каковы его открытия и результаты нам рассказала советник директора Института социально-гуманитарных наук Элина Ермакова.

В ТюмГУ названы победители первого конкурса философской фотографии
В ТюмГУ названы победители первого конкурса философской фотографии

– Элина, давайте с самого начала: кто организовал конкурс – чья инициатива…

– Это первый философский фотоконкурс. Он родился постепенно и спонтанно одновременно. Руководитель нашего института Игорь Чубаров – один из известнейших в России философов. И из-за того, что мы с ним находимся в одном кабинете, невозможно не говорить про философию, там более, что я – его аспирант. То есть, где-то между приказами и служебками мы все равно умудряемся спросить друг у друга: «А вы читали ту статью, а вы вот тут что-то смотрели?» И вот ком этих разговоров увеличивался. Плюс невозможно не думать, что такое философия, когда ты постоянно о ней говоришь. Ещё один важный момент: я не могу сказать, что я профессиональный фотограф, фотография для меня, скорее, хобби. И когда я снимала какие-то абстрактные вещи, не связанные с портретом, я пыталась понять, какую эмоцию, смысл, значение передает эта фотография. И позже я продолжила эту практику, пытаясь сфотографировать те или иные концепты, которые есть в моей научной работе, будущей кандидатской. Это очень забавная практика: когда ты пытаешься сфотографировать то, о чем ты должен писать.

– То есть, сделать некий мысле-образ…

– Да, схватить какую-то часть реальности и сказать: «Вот это – то-то». И когда вот это всё суммарно, оптом сложилось, мы с Игорем Чубаровым решили – а почему бы не сделать фотоконкурс. Это случилось в конце октября-начале ноября, и вот сейчас мы подвели итоги четырех конкурсных недель. Все случилось спонтанно, запустили конкурс очень быстро… было легкое опасение, что никому не будет интересно – тема специфическая. Но, тем не менее, получили около 150 работ, некоторые авторы присылали по 6 работ.

– Конкурс всероссийский?

– Да, у нас есть статистика по городам: 81 работа из Тюмени, четыре – Санкт-Петербург, одна – Калининград, четыре – Томск, 10 – Москва, две – Пермь, есть Астрахань и Нижний Тагил. Регионы вступили на неделю позже, чем Тюмень – докатилось эхо через фейсбук. Участники конкурса – от школьников из Перми, студентов из Москвы и Питера и просто горожане, люди зрелого возраста из Тюмени. Конкурс изначально задумывался как студенческий, но потом мы решили предоставить возможность участвовать в нем более широкой аудитории. И то, что люди нашли время всё это оформить, отправить – очень забавно и ценно.

– По каким критериям оценивали работы? Важны же и визуальный ряд, и интерпретация – философский текст, комментарий…

– Да, вопрос про некий синтез очень важен. Оценивали конкурс философы с кафедры философии ТюмГУ, философ Джакомо Андреолетти из Школы перспективных исследований  и несколько философов из Москвы. Вторая группа в составе жюри – фотографы из Тюмени и Москвы. Многие из них позиционируют себя как визуальные художники – этот статус считается в их кругах немного выше, чем просто фотограф. Третья группа – люди, которые это всё собирали: кто верстал сайт, разрабатывал анкеты, производил регистрацию и проверял ход работы. Каждую работу оценивали 6 экспертов: три философа и три фотографа. Каждый оценивал самостоятельно, без обсуждения. Дело даже не в ковиде. Мы считаем, что индивидуально оценивать сложнее, но правильнее, потому что человек не подвергается, как сейчас говорят, групповому хайпу.

Нужно упомянуть, что на сайте был дан список категорий, которые можно было использовать – около 70 понятий: пустота, бытие, логос, рационализация и т.д., каждый на вкус и цвет мог что-то для себя выбрать. Выбрал для себя категорию – и под неё выбираешь фото из имеющегося (обращаешься к своим архивам и по-новому на них смотришь, положим, «наверное, это – логос. Точно!») или идешь и снимаешь что-то. И далее нужно было написать небольшую аннотацию. Мы не ограничивали размер текста. Главное – его содержание. Чаще всего тексты были небольшие. И, наверное, это – хорошо. Потому что большие тексты – это уже другой жанр.

Хотелось бы ещё сказать пару слов по поводу аннотаций: очень много текстов не были похожи на энциклопедические статьи по типу «идеальное – это… (следует определение)», они были как приглашение к диалогу с вопросами, с вводными конструкциями по типу «А вы за?...», очень часто к фотографиям добавлялись цитаты из песен, из массовой культуры, из известных людей. Когда есть и фото, и рамка концепта, и внутри цитаты – это уже многослойный продукт.

Философы оценивали аннотацию, после сопоставляли её с изображением. Первый критерий у них был – содержательность аннотации. Второй – соответствие аннотации выбранной категории и её фотоинтерпретации. Фотографы смотрели сначала фото, после – аннотацию, как некую расшифровку изображения.

– Ну, собственно, так вот и случается концептуальное искусство…

– Да. И их критерии оценки – раскрытие темы и художественность изображения, воплощения этой темы. Мы – группа организаторов – после суммировали эти оценки, проводили кучу математических операций, выводили результаты.

Мы не просили экспертов выделять работы комментарием, эмоциональной реакцией, но мне очень понравилось, что большая часть экспертов писали «а мой фаворит…». Это говорит об эмоциональной заинтересованности человека, когда нехотя выбираешь топовую работу. Так наш коллега Джакомо написал, что был горд участвовать в этом и оценивать это. Чересчур приятно!

– Ваше эмоциональное впечатление о конкурсе. Что-то Вы для себя в нем почерпнули, обогатились?

– Мне кажется, на основе этого конкурса можно написать аналитическую записку. Благодаря ему, случилось много маленьких открытий. Наверное, в рамках мировой науки это не будет событием, но для нашего университета – почему бы и нет?!

Да, а Вы заметили, что большая часть фотографий черно-белые? Мне лично интересно, почему философия выглядит черно-белой.

– Кстати, они выразительнее, чем цветные, бросаются в глаза…

– Они более контрастные, да? Они более концептуальны: про добро и зло, про свет и тьму, про идеальное-материальное. Более противоречивые. Очень много, как мне показалось, было работ, которые, грубо говоря, были не про счастье, а про страдание. Есть такая гипотеза, что люди связывают философию со страданием…

– Многие знания – многие печали…

– Да, что философ не может быть счастливым человеком, что человек, который мыслит философскими категориями, – одинокий, отвергнутый, несчастный. Мне кажется, у людей закрепилось представление о философии ушедших веков…

– Диоген в бочке, пессимизм Шопенгауэра…

– Да, философ для большинства – человек, который не совсем психологически здоров… Многие также думают, что философия – это масса книг, схоластика или патристика, или Маркс и Энгельс, – что-то такое, что уже ушло, и никак не связано с нами сегодняшними. И вот когда мы задумывали конкурс, мне хотелось показать, что философия не является мертвой наукой, которая никак не связана с нашей реальностью. Мне кажется, что философия – сестра физики в хорошем смысле. Она есть, и она есть в нашей жизни гораздо в большем объеме, чем нам кажется. И поэтому я очень радовалась, когда мы начали получать работы, и что многие из них были не какими-то постановочными кадрами, а больше философско-репортажными: человек шел, увидел-сфотографировал и обозначил фотографию как явление, термином.

И ещё одно наблюдение: такое мероприятие больше характерно для крупных городов, где стирается грань между искусством и наукой, где эти категории друг на друга заходят. В маленьких городах таки между этими сферами пропасть: ученый исследует, художник рисует.

Философам Тюмени, удалось преодолеть эту местечковость и сделать очередной шаг в сторону синтетического сознания мегаполиса. А значит, концептуальному искусству в нашем городе – быть.

…Сейчас организаторы фотоконкурса готовят релизы и дипломы, потом начнут рассылать их в СМИ и победителям, последним также подарки – сертификаты в магазин «Никто не спит». Появилась у философов ТюмГУ и мысль сделать оффлайн-выставку лучшей части работ. Сейчас думают, где её разместить. Предполагается экспозиция где-то в середине 2021 года.

Справочно:

Наиболее популярные категории конкурса:
бессмертие, власть, время, впечатление, материя, пустота, пространство, реальность, свобода

Победители:

1 место – Горковенко Иван Сергеевич, «Дизъюнкция»

2 местоПетрова Зоя Евгеньевна, «Имманентность»

3 место – Аксёнова Александра Сергеевна, «Феномен»

3 место – Костылев Вячеслав Александрович, «Темная экология»

 

Источник:

Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ

 

 

 

 

Рубрики:
Меню